Подростковый велосипед

байки для «взрослых детей»

Подростковый велосипед – это велобайк, рассчитанный на детей в возрасте от 8 до 16 лет. Он значительно крупнее детских велосипедов, но в тоже время заметно меньше и легче взрослого велосипеда. Как правило, подростковые велосипеды собираются из комплектующих того же уровня, что и взрослые, имеют схожее с ними оснащение, но также обладают и рядом очень важных особенностей, которые и делают эти модели полезнее и безопаснее для велосипедистов подросткового возраста.

подросток на велосипеде

В первую очередь отличие заключается в использовании рамы уменьшенного размера и с несколько иной геометрией (призванной обеспечить правильную посадку для снижения нагрузки на спину). Кроме того, такая рама, как правило, жестче рамы взрослого велосипеда (что повышает ее надежность и долговечность), ну а сниженная размерность приводит к лучшей управляемости (так что ребенку не придется прикладывать чрезмерные усилия при маневрировании).

Современные модели подростковых велосипедов у большинства производителей представлены в большом количестве исполнений, различающихся так называемой ростовкой, которая позволяет подобрать велосипед для ребенка с любым ростом в диапазоне от 110 до 170 см.

Помимо рамы особой конструкции велосипеды для подростков дополняются соответствующим обвесом: укороченными шатунами для облегчения кручения педалей, зауженным и менее толстым рулем для удобства хвата, надежными тормозами и полезными мелочами (в виде увеличенных крыльев, светоотражателей, звонков, подножек и надежной защиты цепи).

Еще одно ключевое отличие подросткового велобайка от взрослой модели: использование колес меньшего диаметра и установка дополнительных колес (на модификациях для тех, что помладше). При этом колеса обуваются в резину с тем же протектором, что и взрослые модели, но за счет своего размера снижают усилие, которое необходимо приложить ребенку для разгона велосипеда.

Если говорить о прочих «колёсных тонкостях», то следует отметить следующее:

  • Дополнительные колеса всегда съемные и используются на моделях с маленькой ростовкой (рассчитанных на подростков младшего возраста, еще не научившихся уверенно кататься на двухколесном исполнении).
  • Минимальный диаметр колеса в 20 дюймов рассчитан на подростков в возрасте от 8 до 11 лет, рост которых не превышает 130 см (кроме того, колеса данной размерности используются на всех BMX-велосипедах).
  • Максимальная размерность в 24 дюйма используется на велосипедах, рассчитанных на подростков с ростом выше 150 см.

Разновидности

Также как и взрослые велосипеды, подростковые модели представлены во всех основных классах велотехники:

  • Горные: на рынке присутствуют варианты как с хардтейл-рамой, так и двухподвесы. Предназначены для езды загородом и по бездорожью, для чего оснащены более широкими колесами с покрышками, имеющими «вездеходный» протектор.
  • Дорожные/городские: преимущественно прогулочные модели, адаптированные под катание по ровным асфальтированным дорогам. Велосипеды данного класса часто выпускаются с рамой типа ригид и отличаются самой доступной ценой.
  • Складные: как правило, городские модели, отлично подходящие для мальчиков и девочек. Оснащены складывающейся пополам рамой, которая упрощает транспортировку велосипеда в багажнике автомобиля и его хранение на балконе.
  • BMX-байки: этот тип специализированных велосипедов изначально задумывался как подростковый велосипед, так что данный сегмент представлен на рынке весьма обширно. При этом стоит помнить, что BMX-велосипед гораздо тяжелее других и требует наличия навыков уверенного катания, поэтому его не рекомендуется покупать в качестве первого велосипеда, а также детям в возрасте младше 14 лет.

Основы выбора

Планируя покупку подросткового велосипеда, в первую очередь, нужно обратить внимание на его ростовку – поэтому желательно взять будущего владельца велобайка с собой в магазин.

Выбрав понравившуюся модель, ребенок должен встать рядом с велосипедом. Если седло расположено на уровне верхней точки бедра – то ростовка подобрана правильно, если же седло в своем стандартном (среднем) положении находится ниже или выше бедра, то следует выбрать велосипед с более крупной или мелкой рамой соответственно.

Еще один способ проверить правильность ростовки – встать над рамой (но это только если рама «стандартный ромб», а не «заниженная»): если расстояние от верхней рамы до паховой зоны соответствует примерно 10-15 см, то такая размерность рамы подходит подростку идеально.

примерка подросткового велосипеда

Если по каким-то причинам взять с собой ребенка не получается, то высчитать правильную ростовку можно и в домашних условиях. Для этого необходимо измерить длину ноги ребенка, умножить ее на 0,56, а затем разделить на 2,54 (чтобы перевести значение в дюймы) – полученная цифра: это и есть «идеальная» размерность (ростовка) велосипедной рамы.
Помимо собственно размера рамы также стоит помнить и о размерности колес с учетом роста ребенка: 20-дюймовые для детей с ростом до 130 см и 24-дюймовые для детей повыше.

К сожалению, многие родители пренебрегают данными рекомендациями и в целях экономии стараются купить своему ребенку велосипед на вырост с более крупной рамой и большими колесами. Это крайне необдуманное решение, способное серьезно навредить здоровью подростка. Дело в том, что от размерности рамы и диаметра колес зависят правильность посадки ребенка и уровень нагрузки, испытываемый позвоночником и мышцами во время катания, особенно по пересеченной местности и в горку.

В результате велосипед «на вырост» экономит финансовые средства родителей, но приводит к повреждению позвоночника и риску получения мышечных травм. Кроме того, маленькому ребенку сложнее контролировать большой велосипед – из-за чего возрастает вероятность попадания в «ДТП» из-за неудобства маневрирования.

Помимо ростовки при выборе подросткового велобайка также следует обратить внимание на его вес, ведь ребенку предстоит регулярно заносить/закатывать велосипед в квартиру по лестнице. Исходя из этого, рекомендуется в первую очередь обращать внимание на модели с алюминиевой рамой, которые значительно легче своих собратьев с классической стальной рамой.
Весьма полезным при покупке также будет попросить ребенка пронести выбранный велосипед несколько метров по магазину и уточнить, не тяжело ли ему было.

Не стоит обделять вниманием и прочие характеристики:

  • Трансмиссия  – модели с менее чем 7-ю скоростями покупать лучше не стоит, так как слишком малый диапазон скоростей не обеспечит нужной помощи ребенку при езде в горку.
  • Тормоза – модели, оснащенные только одним задним тормозом, также не будут лучшим выбором с точки зрения безопасности катания.
  • Защита цепи – еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность (надежная защита должна предотвратить угрозу зацепа одежды или попадания посторонних предметов во время движения на большой скорости).

Мальчикам

Подростковые велосипеды для мальчиков от взрослых отличаются разве что габаритами и весом, так что здесь выбор в большей степени лежит в плоскости «нравится – не нравится».

Естественно нельзя забывать о рассказанном выше значении правильной ростовки, а также о предназначении приобретаемого велосипеда: городские покатушки, выезды на природу и бездорожье или же выполнение BMX-трюков.

Девочкам

А вот при выборе велосипеда для девочки-подростка некоторые нюансы все же есть. В первую очередь стоит помнить, что женские модели отличаются конструктивно. У них более компактная рама облегченной конструкции, при этом на неспортивных моделях используется также заниженная верхняя рама, позволяющая беспрепятственно кататься в юбке или платье.

подростковый велосипед для девочки

Кроме того, на велосипедах для девочек производители устанавливают еще более зауженный руль и облегченные шатуны, ведь девочки физически слабее мальчиков и крутить тяжелые педали и большой руль им сложнее.

Ну и, наконец, главное – на женских велосипедах для подростков используется специальное седло, учитывающее анатомические особенности девочек и исключающее появление проблем со здоровьем в будущем. Именно поэтому специалисты настоятельно не рекомендуют покупать девочкам модели велосипедов, рассчитанные на мальчиков.

Помимо присутствия всех необходимых конструктивных особенностей стоит обратить внимание и на материалы изготовления, ведь именно от них зависит общий вес велосипеда, который ребенку предстоит ежедневно поднимать в квартиру после катания. Чтобы не подвергать девочку чрезмерным нагрузкам – рекомендуется останавливать свой выбор на моделях основанных на алюминиевой раме. Исключением являются BMX-велосипеды, для которых выбор более тяжелой стальной рамы, особенно с добавлением хрома, более логичен, так как алюминиевая рама при выполнении сложных трюков погнется гораздо быстрее, а это сказывается на правильности посадки и безопасности катания.

Нельзя забывать и о дизайне велосипеда, ведь женская аудитория часто весьма требовательна к данному параметру и купленный байк «не того цвета» может не понравиться ребенку. Если любимый цвет не известен, а возможности выяснить его нет, тогда рекомендуется выбирать нейтральные окраски: черная, белая, серебристая.

Нюансы выбора по возрасту

  • 8-11 лет: в первую очередь важно учитывать вес байка, ведь ребенку в столь юном возрасте крайне сложно управляться с тяжелым велосипедом.
  • 12-14 лет: самое время обратить внимание на велосипеды с колесами 24 дюйма, но только если рост ребенка выше 130 см.
  • 15-16 лет: оптимальный возраст для BMX-моделей, кроме того, если рост ребенка выше 150 см, то допускается покупка велосипеда любого типа с взрослыми колесами диаметром 26 дюймов.

«Лучшие» марки

Производителей подростковых велосипедов достаточно много, но под «лучшими» в данном случае подразумеваются не «варианты с идеальными потребительскими качествами, привлекательным дизайном и приемлемой ценой», а марки, которые предлагают достаточно широкий модельный ряд, позволяющий подобрать подростковый велосипед под любые запросы.

  • Stels – один из ведущих российских производителей велосипедов, предлагающий довольно обширную гамму подростковых велобайков, включающую городские, горные (хардтейлы и двухподвесы), BMX и складные модели для всех возрастов.
    Велосипеды Stels ориентированы на повседневное любительское катание, так что совершенно не подходят для использования в качестве спортивных моделей. Ключевые преимущества байков Stels – ценовая доступность, стильный дизайн и достаточно высокое (для своей ниши) качество сборки.
  • Stern – велосипедный бренд, принадлежащий компании «Спортмастер». Разработкой велобайков Stern занимаются российские специалисты, но их сборка осуществляется в Китае.
    Модельный ряд подростковых модификаций включает горные двухподвесы и хардтейлы, а также несколько городских моделей и линейку складных велосипедов. Бренд Stern постепенно наращивает свою популярность, но при этом предлагает только модели начального любительского уровня (качество сборки которых не всегда высокое).
  • Forward – еще один отечественный велобренд, предлагающий подростковые горные (хардтейлы и двухподвесы) и дорожные (городские) велобайки, а также BMX-велосипеды (выпускаемые под суббрендом Format).
    Модельный ряд Forward включает любительские модели нижнего и среднего ценового диапазонов, которые отличаются достаточно высокой технологичностью конструкции и использованием комплектующих от признаных мировых производителей, что обеспечивает достаточно высокое качество сборки на фоне конкурентов. С другой стороны, Forward дает только трехлетнюю гарантию на рамы собственного производства, в то время как большинство ведущих мировых производителей уже давно предлагают пожизненную гарантию.
  • Novatrack – бренд, специализирующийся на выпуске именно подростковых велосипедов. Производство компании размещено в Калининграде, а в модельный ряд включены горные велосипеды (хардтейлы и двухподвесы), а также складные городские велобайки.
    Велосипеды Novatrack выделяются привлекательным и нацеленным на подростков дизайном, хорошей продуманностью и надежностью конструкции, а также демократичной ценой. При этом, даже несмотря на использование импортных комплектующих, качество сборки данных велосипедов всё еще ниже лучших зарубежных представителей.
  • Cube – премиальный велобренд из Германии, предлагающий подростковые горные хардтейлы и двухподвесы высокого качества.
    Велосипеды Cube характеризуются конструкцией профессионального уровня, большим ассортиментом фирменных аксессуаров, тщательной проработкой геометрии и не менее тщательным подбором комплектующим для лучшего баланса ездовых качеств и цены (которая, впрочем, довольно высока – что можно считать главным недостатком байков Cube на российском рынке).
  • Stinger – тайваньский бренд, широко представленный на российском рынке. Подростковые велосипеды Stinger доступны в категориях горных хардтейлов и двухподвесов, городских велосипедов для девочек и BMX. При этом в модельном ряду Stinger имеются велосипеды как начального любительского уровня, так и модификации, максимально приближенные по характеристикам к представителям профессионального сегмента.
    Велосипеды Stinger выделяются своей относительной ценовой доступностью, хорошо просчитанной геометрией рамы и компактными габаритами, но в тоже время при их сборке используются комплектующие начального уровня (что зачастую сказывается на эксплуатационной надежности).
  • Merida – еще один немецкий велобренд, в свое время первым внедривший автоматизированную сварку рам (заметно повышающую их надежность и долговечность). В сегменте подростковых велосипедов этот бренд представлен обширным модельным рядом горных хардтейлов, а также несколькими моделями спортивных шоссейных велосипедов.
    Все велосипеды Merida отличаются высоким качеством сборки, стильным дизайном и ценой, соответствующей среднему ценовому диапазону.