Однажды Леонардо, как всегда, поднялся на балкон, глотнул крепкого папиросного дыма, и стал, по своему обыкновению, изобретать. Однако безмятежность на его лице вскоре уступила место смятению: «вертолет, подводная лодка, беспроводные наушники» – лихорадочно перебирал в уме да Винчи – все полезные вещи он уже придумал. Неужели не осталось ничего!? Маэстро оказался заложником собственного гения. Холодок пробежал по спине, и глубокая печаль охватила Леонардо… Но тут взгляд его упал на очки с большими круглыми линзами (которые он изобрёл чтобы читать газеты) – «как похоже на…» Велосипед! Его мастер ещё не изобретал сегодня – и великий мыслитель вновь погрузился в работу… на Земле шла эпоха Возрождения…

Возможно, впрочем, что всё было совсем не так. И если некоторые изобретения – водка, десептиконы, пенициллин – сразу появились в привычном для нас виде. То другие (к их числу относится и велосипед) прошли долгий путь развития и становления. И путь этот не был гладким – в то время люди не создали еще пневматические колеса, амортизаторы и асфальтовые дороги.

Существуют так же предания о древних велосипедах «божественной» конструкции (религиозные изображения различных эпох), сборки Ефима Артамонова и т.д… сведения о них весьма туманны. Еще есть средневековые свидетельства о механических тележках. Подробнее о всех этих «мифических и доисторических» велосипедах, трициклах и квадрациклах будет рассказано ниже, но начнем мы с истории велосипедов конструкции которых подтверждены патентами или подобными документами (подлинность которых не вызывает сомнений… по крайней мере на данный момент).

Официальная история велосипеда

Первые модели являлись, по сути, самокатами. Они были снабжены седлом, имели 2 колеса и были выполнены преимущественно из древесины.

Laufmaschine (машина для бега)

Не удивительно, что первым запатентовать «велосипед» догадался хитрый немецкий барон – в 1817 г. профессор Карл фон Дрез собрал макет, а в 1818 г. зафиксировал документально свои права на «машину для бега», которую впоследствии прозвали «дрезиной».

Есть так же данные о том, что в 1808 г. в Париже уже использовался 2-колесный самокат (но без руля) – человек сидел на нем и отталкивался от земли ногами. Может быть, эту примитивную конструкцию и доработал Дрез. Он оснастил механизм рулевым управлением и доказал эффективность своего самоката – совершив путешествие длиной 13 км менее чем за час (а это приличная скорость по сравнению с пешеходом).

Технические решения того времени: деревянная рама, руль, багажник, обода, спицы – в общем, всё… Даже велосипедисты иногда попадались «деревянные», но это везде так.

Два колеса одинакового диаметра, в качестве покрышки – железная лента. Подшипники скольжения на латунных втулках. Задний колодочный тормоз. Масса – 22 кг. Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.

Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам. В частности, хитрый английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла. Здесь уже появляется термин «велосипед». А сама машина получила народное название «Денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).

В 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай. В результате существенно сократилось поголовье лошадей. Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).

Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега». К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе появилась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня.

Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Вероятно, культура вождения велосипеда была еще не высока, конструкция – не совершенна, и власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… Интерес к велосипеду как ярко вспыхнул – так же и быстро угас.

1820 ~ 1860 года

В свете вышесказанного не удивительно, что распространение получили более устойчивые 3-х и 4-колесные транспортные средства. В частности, производство квадрациклов организовал англичанин Уиллард Сойер.

Однако 2-колесные велосипеды (бициклы, бициклеты), езда на которых требует меньше усилий – не были забыты и продолжали совершенствоваться. В этот период изобретатели экспериментировали над конструкцией. В частности, появляется такой важный механизм, как привод от педалей.

велосипед Макмиллана

В 1839 г. шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан оснастил заднее колесо приводом через шатуны. Педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать. Изобретатель даже попал в ДТП и был оштрафован (однако есть мнение, что протокол был сфальсифицирован его сыном)… Как бы то ни было – известности в свое время конструкция не получила.

Такой же велосипед в 1845 г. собрал Гэвин Дальцелл для своих хозяйственных нужд (вероятно позаимствовав идею). Впрочем он и не заявлял никаких прав. Эта модель выставлена в Глазго, в музее.

Точно такую же машину изготовил Томас Макколл, который занимался производством и ремонтом повозок. Это произошло в 1869 г., когда уже был известен велосипед Мишо (о нем – далее). И кто из этих шотландцев действительно «изобрел очередной велосипед» – не понятно.

«Костотряс»

Однажды в 1862 г. 19-летний француз Пьер Лалман собирал, как всегда, детскую коляску (поскольку такая у него была работа)… Пиво уже изобрели, и молодой Пьер в свое время прогулял большую часть занятий по механизации – поэтому коляска получилась нестандартная: приглядевшись, Лалман сообразил, что он изобрел велосипед. В следующем году конструктор перебрался в Париж, где «официально собрал» придуманный им механизм.

А в 1864 г. предприимчивые братья Оливье наладили массовое производство такого бицикла. Главным специалистом стал Пьер Мишо (каретный инженер). Есть мнение, что название «велосипед» придумал он.

В 1866 г. Лалман перебрался в США, где получил патент на свою идею (либо Лалман, который работал на братьев Оливье, украл изобретение Мишо и запатентовал его в Америке).

велосипед Michaux

Технические решения: педали закреплены на ступице переднего колеса (как на детском велосипеде – ведь Лалман был мастером колясок для малышей), седло базируется на рессоре поверх изогнутой рамы.

Не смотря на наличие рессоры, этот механизм все равно получил прозвище «костотряс» – которое закрепилось за ним вплоть до появления пневмоколес.

В последствии Мишо заменил деревянную раму (она порой трескалась) на чугунную, а затем – на кованую железную (как и у появившихся к тому времени «конкурентов»).

Penny-farthing

С такой кинематической схемой, как у велосипеда Мишо, для повышения скорости нужно увеличивать диаметр ведущего колеса (или уменьшать рычаг педалей – что тоже не удобно). Да давить ногами легче вниз, а не вперед… Таким образом, появилась схема «пенни-фартинг» (монеты разного размера), или же «паук».

Penny-farthing

Стоило наехать на препятствие – и такая машина легко опрокидывалась вперед… Забраться в седло было проблемно… Тем не менее, облик «высокого велосипеда» стал классическим.

Технические решения (конструкцию год от года совершенствовали, запатентовано много деталей и механизмов):

  • В 1867 г. появляется кованый железный обод.
  • Примерно в то же время деревянные спицы уступили место металлическим, расположенным по касательной (идею дорабатывали несколько лет).
  • Покрышки из сплошной резины – гасили вибрацию.
  • На гоночных моделях стали применять шарикоподшипники.

Но вот, в 1876 г. (либо в 78-м – информация на этот счет разнится) – появляется цепная передача, а вместе с ней – возможность изменить компоновку.

А между тем, военные (как у них это водится), находят боевое применение новым технологиям – в 1870 г. французы применяют велосипеды при осаде Бельфора… Вооруженные силы других государств также берут «железного коня» на вооружение: 1878 – Италия; 1884 – Венгрия; 1886 – Германия; 1888 – Бельгия…

Королева Виктория, кстати, была обладательницей трехколесного Royal Salvo (трициклы и квадрациклы тогда были популярны среди тех, кто не желал сломать себе шею).

Безопасный велосипед

В 1884 г. Джон Кемп Старли взобрался по стремянке на высокий «пенни-фартинг» и поехал кататься. В результате он обнаружил, что стремянка осталась позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным… Так и ездил, пока бензин не кончился.  😀

Впоследствии, обдумав эту ситуацию, конструктор скомпоновал велосипед «Скиталец» (Rover). Машина имела уже современные очертания.

велосипед Rover 1885 года

В 1880~90-е годы было разработано несколько моделей «безопасного» велосипеда с цепной передачей, Rover – наиболее удачный и коммерчески успешный. Позже фирма перешла на выпуск автомобилей.

В 1888 г. Роберт Уильям Томсон совершил велопрогулку и почувствовал себя «как после вчерашнего» – от тряски очень разболелась голова. Тогда инженер придумал каучуковые пневматические шины. А Джон Бойд Данлоп, который также был сторонником комфорта, и вместе с тем противником дискомфорта – сконструировал велосипедный клапан. Таким образом, появились нормальные шины – и динамическая нагрузка на велосипедиста уменьшилась.

В 1898 г. увидел свет механизм свободного хода и педальные тормоза. Отпала необходимость крутить педали постоянно, появилась возможность тихо и праведно двигаться накатом… Практически тогда же сконструировали ручной тормоз.

В плане технических решений уже вырисовывался почти современный велосипед… Не хватало только нержавеющей стали и антикоррозионных покрытий – промышленность подкачала. Кроме того, после каждой поездки, машину нужно было чистить и смазывать.

В 1890-е годы женщины также получили приспособленный для них велосипед (его конструкция позволяла ездить юбке – дама в брюках вызвала в то время неодобрение).

В то же время стали появляться «необычные» модели:

  • 1878 г. – складной велосипед;
  • 1890-е – алюминиевая рама;
  • 1895 г. – лигерад (лежачий велосипед).

К 1889 г. английская армия имела 30 батальонов военных велосипедистов (в т. ч. использовались складные велосипеды).

XX век

В целом к двадцатому веку компоновка велосипеда достигла уже определенного технического совершенства, но прогресс не замер на месте. Разрабатывались и совершенствовались механизмы переключения скоростей – в основном для удовлетворения потребностей спортсменов.

Во второй половине столетия популярность набирают облегченные скоростные модели… велосипеды, оснащая двигателями, превращаются в мопеды, а затем «деградируют» в усиленные трюковые (BMX) и горные велосипеды.

В Советском Союзе производят замечательные «не убиваемые» велики.

Осваиваются новые материалы, технологии, вариации на тему компоновки.

велосипеды начала XX века

Технические решения XX века:

  • Рамы из легированной стали и титана (1974 год), углепластика (1975 год)… и т.д.
  • Механизмы переключения передач различного принципа действия.
  • Электрический и бензиновый двигатель.
  • Велокомпьютер (в 1983 году).

В США, в первой половине XX столетия, интерес к велосипедам угас (в основном только дети катались) в связи с распространением автотранспорта… но в 1970-е популярность опять возросла: здоровый образ жизни, экономия энергии (у американцев нефть кончилась совсем – даже от больших грузовиков отказались).

В Европе велосипеды пользовались спросом: и для туризма, и для велоспорта, и в качестве средства передвижения.

А китайский «Летящий голубь» – стал самым массовым механическим ТС в мире. В период с 1950 по 2007 года одна только модель Pigeon PA-02 выпущена в количестве 500 млн. экземпляров. В КНР «Flying Pigeon» – синоним велосипеда (в 80-е годы китайцы стояли за ними в очереди, как советские граждане за «Жигулями»).

Велосипеды применялись противниками с обеих сторон во время Первой и Второй мировых (односкоростные модели). Использовались в качестве транспорта во Вьетнамской войне. В швейцарской армии они были «сняты с вооружения» лишь в 2003 году, а войска Шри-Ланки и сейчас имеют велосипедные подразделения.

Кратко проиллюстрировать историю велосипеда можно с помощью этой картинки:

краткая история велосипеда в одной картинке (для детей)

Влияние велосипеда на развитие автопрома

Многие автомобильные системы и детали были впервые применены и «доведены до ума» именно на велосипедах:

  • ступицы свободного хода;
  • шарикоподшипники;
  • цепная передача;
  • пневмошины…

Так же и не мало автопроизводителей начинали с производства велосипедов:

  • Автогигант «Rover» начинал с выпуска велосипедов.
  • Генрих Бюссинг (создатель «Omnibus») начал своё дело с «изобретения» велосипеда.
  • Фирма «Peugeot», кроме прочего, в 1914 году плотно занималась лигерадами.
  • Фабрика по производству швейных машинок «Opel» с 1886 года наладила изготовление велосипедов (автомобилей – с 1899 года).
  • Велосипедисты Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент организовали фирму ныне известную как «Skoda», которая также начала с изготовления велосипедов, а в дальнейшем взяла курс на автомобилестроение.
  • Производитель велосипедов Уильям Моррис основал Morris Motors.

История велоспорта

Спортивные состязания с применением велосипедов появились сразу после изобретения оных. Так, Карл фон Дрез поспешил установить велорекорд (пока еще не было ему супротивника), а заодно доказать, таким образом, состоятельность своего изобретения.

Гоночные «пенни-фартинг», в отличие от обычных, оснащались первыми шариковыми подшипниками – для обеспечения легкости хода.

В 1885 г. Джордж Смит выиграл велогонку (100 миль) на Rover II с цепной передачей.

Следующий прорыв – пневмошина.

Чарльз Терронт в 1891 г. стал чемпионом веломарафона Париж – Брест – Париж на шинах Michelin.

В 1903 г. был разработан редуктор с возможностью переключения скоростей, но применять его в велогонках разрешили только в 1930-х годах.

До этого спортсмены имели 2 звездочки на ведущем колесе – справа и слева. Они снимали колесо, переворачивали его и «переключали», таким образом, передачу.

В 1950-е годы, велогонщик и изобретатель, Туллио Кампаньоло (Италия) разработал современный механизм переключения передач. А в 1990-е получили распространение индексные переключатели скоростей.

В 1934 г. участие лигерадов в гонках было запрещено… и лишь спустя 70 лет для них разрешили свои, отдельные, соревнования.

Легенды о изобретателях велосипедов

Согласно преданию, Леонардо да Винчи совместно со своим учеником Джакомо Капротти выполнил чертеж современного велосипеда.

велосипед Леонардо да Винчи

Но здесь есть несостыковка – известно, что Леонардо был умный человек, т.е. он наверняка знал, что «изобретать велосипед» это моветон. Таким образом очевидно, что он не стал бы этого делать… к тому же ученые (не только британские) и историки, в большинстве своем, утверждают, что «эскиз велосипеда Леонардо да Винчи» – подделка.

В Нижнетагильском Краеведческом музее хранится велосипед Ефима Артамонова якобы 1800 года выпуска. Говорят, что на нем крестьянин-умелец по велению Акинфия Демидова совершил марафон длиной 2 тыс. верст до Москвы – чтобы удивить царя…

велосипед Артамонова

Но вот неувязочка – анализ железа показал, что механизм изготовлен не раньше 1870 г. Впрочем это легко объяснить – старое-доброе уральское железо (теперь такого не делают), потому вот оно и выглядит, как новое. Однако имеются и другие противоречия: дороги в России до сих пор местами еще не изобретены – стало быть, не было их тогда. Т.е. велопробег крестьянину пришлось бы совершать через болотные топи и лесной валежник… К тому же, транспорт не оборудован катафотами – как бы Ефим в таком виде посмел показаться на глаза царю?

Рассказывают также, будто граф де Сиврак любил проехаться на самокате 1791 года изготовления. На самом же деле, графа спутали с импортером 4-колесных экипажей (1817 г.) Джином Генри Сивраком.

Есть и другие загадочные свидетельства о «древних предках» современного велосипеда…

Двухколесные транспортные средства:

  • Изображение велосипедиста на обелиске из Луксора (XIII век до н.э.).
  • 640 год: Раби ибн Зияд (арабский полководец) сконструировал машину, на которой можно ехать, как на верблюде.
  • Велосипедист на витраже XVII века в церкви Св. Егидия (Stoke Poges, деревня в Англии) – 1642 г.
  • На мемориальном камне изобретателя Майкла Каслера (1733…1772 г.) закреплена табличка с изображением велосипеда (который подрисовали в 1820 году).

… при желании можно найти еще больше упоминаний о «доисторическом велосипеде».

Также есть данные о различных тележках, которые приводились в движение мускульной силой (не по принципу «тяни/толкай», а именно посредством механизмов):

  • В 1420 г. итальянский врач Джованни да Фонтана сделал эскиз автомобиля, в котором вращающий момент передается через трос и барабан (впрочем, все мы в детстве такое рисовали).
  • В 1649 г. немецкий кузнец Ганс Кож (Hans Hautsch) – местный Кулибин – изготовил машину, оборудованную «вечным двигателем» (по типу часового механизма). Машина ехала «без затрат энергии» со скоростью 1,6 км/ч… но нефтяная мафия быстро прикрыла лавочку.
  • В 1655 г. часовщик Стефан Фарфлер, который не мог ходить, построил себе трехколесный (а затем четырехколесный) «мобиль» с ручным приводом (ворот, зубчатая передача). То есть он сделал инвалидную коляску, которая была ему так необходима.
  • В 1690 г. Ричард Эли из Ла-Рошель (Франция) сконструировал экипаж с мышечным приводом.
  • В 1840 г. (велосипед уже был запатентован) английский плотник Уиллард Сойер сделал квадрацикл, а позже организовал его «серийное» производство.

Так был ли велосипед вообще когда-нибудь изобретен? Возможно, он является самодостаточной сущностью… А может быть, велосипед реален лишь в границах нашего восприятия!?