Однажды Леонардо, как всегда, поднялся на балкон, глотнул крепкого папиросного дыма, и стал, по своему обыкновению, изобретать. Однако безмятежность на его лице вскоре уступила место смятению: «вертолет, подводная лодка, беспроводные наушники» – лихорадочно перебирал в уме да Винчи – все полезные вещи он уже придумал. Неужели не осталось ничего!? Маэстро оказался заложником собственного гения. Холодок пробежал по спине, и глубокая печаль охватила Леонардо… Но тут взгляд его упал на очки с большими круглыми линзами (которые он изобрёл чтобы читать газеты) – «как похоже на…» Велосипед! Его мастер ещё не изобретал сегодня – и великий мыслитель вновь погрузился в работу… на Земле шла эпоха Возрождения…

Возможно, впрочем, что всё было совсем не так. И если некоторые изобретения – водка, десептиконы, пенициллин – сразу появились в привычном для нас виде. То другие (к их числу относится и велосипед) прошли долгий путь развития и становления. И путь этот не был гладким – в то время люди не создали еще пневматические колеса, амортизаторы и асфальтовые дороги.

Существуют так же предания о древних велосипедах «божественной» конструкции (религиозные изображения различных эпох), сборки Ефима Артамонова и т.д… сведения о них весьма туманны. Еще есть средневековые свидетельства о механических тележках. Подробнее о всех этих «мифических и доисторических» велосипедах, трициклах и квадрациклах будет рассказано ниже, но начнем мы с истории велосипедов конструкции которых подтверждены патентами или подобными документами (подлинность которых не вызывает сомнений… по крайней мере на данный момент).

Официальная история велосипеда

Первые модели являлись, по сути, «беговелами»: они были снабжены седлом, имели 2 колеса и были выполнены преимущественно из древесины.

Laufmaschine (машина для бега)

Не удивительно, что первым запатентовать «велосипед» догадался хитрый немецкий барон – в 1817 г. профессор Карл фон Дрез собрал макет, а в 1818 г. зафиксировал документально свои права на «машину для бега», которую впоследствии прозвали «дрезиной».

Есть так же данные о том, что в 1808 г. в Париже уже использовался 2-колесный самокат (но без руля) – человек сидел на нем и отталкивался от земли ногами. Может быть, эту примитивную конструкцию и доработал Дрез. Он оснастил механизм рулевым управлением и доказал эффективность своего самоката – совершив путешествие длиной 13 км менее чем за час (а это приличная скорость по сравнению с пешеходом).

Технические решения того времени: деревянная рама, руль, багажник, обода, спицы – в общем, всё… Даже велосипедисты иногда попадались «деревянные», но это везде так.

Два колеса одинакового диаметра, в качестве покрышки – железная лента. Подшипники скольжения на латунных втулках. Задний колодочный тормоз. Масса – 22 кг. Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.

Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам. В частности, хитрый английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла. Здесь уже появляется термин «велосипед». А сама машина получила народное название «Денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).

В 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай. В результате существенно сократилось поголовье лошадей. Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).

Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега». К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе появилась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня.

Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Вероятно, культура вождения велосипеда была еще не высока, конструкция – не совершенна, и власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… Интерес к велосипеду как ярко вспыхнул – так же и быстро угас.

1820 ~ 1860 года

В свете вышесказанного не удивительно, что распространение получили более устойчивые 3-х и 4-колесные транспортные средства. В частности, производство квадрациклов организовал англичанин Уиллард Сойер.

Однако 2-колесные велосипеды (бициклы, бициклеты), езда на которых требует меньше усилий – не были забыты и продолжали совершенствоваться. В этот период изобретатели экспериментировали над конструкцией. В частности, появляется такой важный механизм, как привод от педалей.

велосипед Макмиллана

В 1839 г. шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан оснастил заднее колесо приводом через шатуны. Педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать. Изобретатель даже попал в ДТП и был оштрафован (однако есть мнение, что протокол был сфальсифицирован его сыном)… Как бы то ни было – известности в свое время конструкция не получила.

Такой же велосипед в 1845 г. собрал Гэвин Дальцелл для своих хозяйственных нужд (вероятно позаимствовав идею). Впрочем он и не заявлял никаких прав. Эта модель выставлена в Глазго, в музее.

Точно такую же машину изготовил Томас Макколл, который занимался производством и ремонтом повозок. Это произошло в 1869 г., когда уже был известен велосипед Мишо (о нем – далее). И кто из этих шотландцев действительно «изобрел очередной велосипед» – не понятно.

«Костотряс»

Однажды в 1862 г. 19-летний француз Пьер Лалман собирал, как всегда, детскую коляску (поскольку такая у него была работа)… Пиво уже изобрели, и молодой Пьер в свое время прогулял большую часть занятий по механизации – поэтому коляска получилась нестандартная: приглядевшись, Лалман сообразил, что он изобрел велосипед. В следующем году конструктор перебрался в Париж, где «официально собрал» придуманный им механизм.

А в 1864 г. предприимчивые братья Оливье наладили массовое производство такого бицикла. Главным специалистом стал Пьер Мишо (каретный инженер). Есть мнение, что название «велосипед» придумал он.

В 1866 г. Лалман перебрался в США, где получил патент на свою идею (либо Лалман, который работал на братьев Оливье, украл изобретение Мишо и запатентовал его в Америке).

велосипед Michaux

Технические решения: педали закреплены на ступице переднего колеса (как на детском велосипеде – ведь Лалман был мастером колясок для малышей), седло базируется на рессоре поверх изогнутой рамы.

Не смотря на наличие рессоры, этот механизм все равно получил прозвище «костотряс» – которое закрепилось за ним вплоть до появления пневмоколес.

В последствии Мишо заменил деревянную раму (она порой трескалась) на чугунную, а затем – на кованую железную (как и у появившихся к тому времени «конкурентов»).

Penny-farthing

С такой кинематической схемой, как у велосипеда Мишо, для повышения скорости нужно увеличивать диаметр ведущего колеса (или уменьшать рычаг педалей – что тоже не удобно). Да давить ногами легче вниз, а не вперед… Таким образом, появилась схема «пенни-фартинг» (монеты разного размера), или же «паук».

Penny-farthing

Стоило наехать на препятствие – и такая машина легко опрокидывалась вперед… Забраться в седло было проблемно… Тем не менее, облик «высокого велосипеда» стал классическим.

Технические решения (конструкцию год от года совершенствовали, запатентовано много деталей и механизмов):

  • В 1867 г. появляется кованый железный обод.
  • Примерно в то же время деревянные спицы уступили место металлическим, расположенным по касательной (идею дорабатывали несколько лет).
  • Покрышки из сплошной резины – гасили вибрацию.
  • На гоночных моделях стали применять шарикоподшипники.

Но вот, в 1876 г. (либо в 78-м – информация на этот счет разнится) – появляется цепная передача, а вместе с ней – возможность изменить компоновку.

А между тем, военные (как у них это водится), находят боевое применение новым технологиям – в 1870 г. французы применяют велосипеды при осаде Бельфора… Вооруженные силы других государств также берут «железного коня» на вооружение: 1878 – Италия; 1884 – Венгрия; 1886 – Германия; 1888 – Бельгия…

Королева Виктория, кстати, была обладательницей трехколесного Royal Salvo (трициклы и квадрациклы тогда были популярны среди тех, кто не желал сломать себе шею).

Безопасный велосипед

В 1884 г. Джон Кемп Старли взобрался по стремянке на высокий «пенни-фартинг» и поехал кататься. В результате он обнаружил, что стремянка осталась позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным… Так и ездил, пока бензин не кончился.  😀

Впоследствии, обдумав эту ситуацию, конструктор скомпоновал велосипед «Скиталец» (Rover). Машина имела уже современные очертания.

велосипед Rover 1885 года

В 1880~90-е годы было разработано несколько моделей «безопасного» велосипеда с цепной передачей, Rover – наиболее удачный и коммерчески успешный. Позже фирма перешла на выпуск автомобилей.

В 1888 г. Роберт Уильям Томсон совершил велопрогулку и почувствовал себя «как после вчерашнего» – от тряски очень разболелась голова. Тогда инженер придумал каучуковые пневматические шины. А Джон Бойд Данлоп, который также был сторонником комфорта, и вместе с тем противником дискомфорта – сконструировал велосипедный клапан. Таким образом, появились нормальные шины – и динамическая нагрузка на велосипедиста уменьшилась.

В 1898 г. увидел свет механизм свободного хода и педальные тормоза. Отпала необходимость крутить педали постоянно, появилась возможность тихо и праведно двигаться накатом… Практически тогда же сконструировали ручной тормоз.

В плане технических решений уже вырисовывался почти современный велосипед… Не хватало только нержавеющей стали и антикоррозионных покрытий – промышленность подкачала. Кроме того, после каждой поездки, машину нужно было чистить и смазывать.

В 1890-е годы женщины также получили приспособленный для них велосипед (его конструкция позволяла ездить юбке – дама в брюках вызвала в то время неодобрение).

В то же время стали появляться «необычные» модели:

  • 1878 г. – складной велосипед;
  • 1890-е – алюминиевая рама;
  • 1895 г. – лигерад (лежачий велосипед).

К 1889 г. английская армия имела 30 батальонов военных велосипедистов (в т. ч. использовались складные велосипеды).

XX век

В целом к двадцатому веку компоновка велосипеда достигла уже определенного технического совершенства, но прогресс не замер на месте. Разрабатывались и совершенствовались механизмы переключения скоростей – в основном для удовлетворения потребностей спортсменов.

Во второй половине столетия популярность набирают облегченные скоростные модели… велосипеды, оснащая двигателями, превращаются в мопеды, а затем «деградируют» в усиленные трюковые (BMX) и горные велосипеды.

В Советском Союзе производят замечательные «не убиваемые» велики.

Осваиваются новые материалы, технологии, вариации на тему компоновки.

велосипеды начала XX века

Технические решения XX века:

  • Рамы из легированной стали и титана (1974 год), углепластика (1975 год)… и т.д.
  • Механизмы переключения передач различного принципа действия.
  • Электрический и бензиновый двигатель.
  • Велокомпьютер (в 1983 году).

В США, в первой половине XX столетия, интерес к велосипедам угас (в основном только дети катались) в связи с распространением автотранспорта… но в 1970-е популярность опять возросла: здоровый образ жизни, экономия энергии (у американцев нефть кончилась совсем – даже от больших грузовиков отказались).

В Европе велосипеды пользовались спросом: и для туризма, и для велоспорта, и в качестве средства передвижения.

А китайский «Летящий голубь» – стал самым массовым механическим ТС в мире. В период с 1950 по 2007 года одна только модель Pigeon PA-02 выпущена в количестве 500 млн. экземпляров. В КНР «Flying Pigeon» – синоним велосипеда (в 80-е годы китайцы стояли за ними в очереди, как советские граждане за «Жигулями»).

Велосипеды применялись противниками с обеих сторон во время Первой и Второй мировых (односкоростные модели). Использовались в качестве транспорта во Вьетнамской войне. В швейцарской армии они были «сняты с вооружения» лишь в 2003 году, а войска Шри-Ланки и сейчас имеют велосипедные подразделения.

Кратко проиллюстрировать историю велосипеда можно с помощью этой картинки:

краткая история велосипеда в одной картинке (для детей)

Влияние велосипеда на развитие автопрома

Многие автомобильные системы и детали были впервые применены и «доведены до ума» именно на велосипедах:

  • ступицы свободного хода;
  • шарикоподшипники;
  • цепная передача;
  • пневмошины…

Так же и не мало автопроизводителей начинали с производства велосипедов:

  • Автогигант «Rover» начинал с выпуска велосипедов.
  • Генрих Бюссинг (создатель «Omnibus») начал своё дело с «изобретения» велосипеда.
  • Фирма «Peugeot», кроме прочего, в 1914 году плотно занималась лигерадами.
  • Фабрика по производству швейных машинок «Opel» с 1886 года наладила изготовление велосипедов (автомобилей – с 1899 года).
  • Велосипедисты Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент организовали фирму ныне известную как «Skoda», которая также начала с изготовления велосипедов, а в дальнейшем взяла курс на автомобилестроение.
  • Производитель велосипедов Уильям Моррис основал Morris Motors.

История велоспорта

Спортивные состязания с применением велосипедов появились сразу после изобретения оных. Так, Карл фон Дрез поспешил установить велорекорд (пока еще не было ему супротивника), а заодно доказать, таким образом, состоятельность своего изобретения.

Гоночные «пенни-фартинг», в отличие от обычных, оснащались первыми шариковыми подшипниками – для обеспечения легкости хода.

В 1885 г. Джордж Смит выиграл велогонку (100 миль) на Rover II с цепной передачей.

Следующий прорыв – пневмошина.

Чарльз Терронт в 1891 г. стал чемпионом веломарафона Париж – Брест – Париж на шинах Michelin.

В 1903 г. был разработан редуктор с возможностью переключения скоростей, но применять его в велогонках разрешили только в 1930-х годах.

До этого спортсмены имели 2 звездочки на ведущем колесе – справа и слева. Они снимали колесо, переворачивали его и «переключали», таким образом, передачу.

В 1950-е годы, велогонщик и изобретатель, Туллио Кампаньоло (Италия) разработал современный механизм переключения передач. А в 1990-е получили распространение индексные переключатели скоростей.

В 1934 г. участие лигерадов в гонках было запрещено… и лишь спустя 70 лет для них разрешили свои, отдельные, соревнования.

Легенды о изобретателях велосипедов

Согласно преданию, Леонардо да Винчи совместно со своим учеником Джакомо Капротти выполнил чертеж современного велосипеда.

велосипед Леонардо да Винчи

Но здесь есть несостыковка – известно, что Леонардо был умный человек, т.е. он наверняка знал, что «изобретать велосипед» это моветон. Таким образом очевидно, что он не стал бы этого делать… к тому же ученые (не только британские) и историки, в большинстве своем, утверждают, что «эскиз велосипеда Леонардо да Винчи» – подделка.

В Нижнетагильском Краеведческом музее хранится велосипед Ефима Артамонова якобы 1800 года выпуска. Говорят, что на нем крестьянин-умелец по велению Акинфия Демидова совершил марафон длиной 2 тыс. верст до Москвы – чтобы удивить царя…

велосипед Артамонова

Но вот неувязочка – анализ железа показал, что механизм изготовлен не раньше 1870 г. Впрочем это легко объяснить – старое-доброе уральское железо (теперь такого не делают), потому вот оно и выглядит, как новое. Однако имеются и другие противоречия: дороги в России до сих пор местами еще не изобретены – стало быть, не было их тогда. Т.е. велопробег крестьянину пришлось бы совершать через болотные топи и лесной валежник… К тому же, транспорт не оборудован катафотами – как бы Ефим в таком виде посмел показаться на глаза царю?

Рассказывают также, будто граф де Сиврак любил проехаться на самокате 1791 года изготовления. На самом же деле, графа спутали с импортером 4-колесных экипажей (1817 г.) Джином Генри Сивраком.

Есть и другие загадочные свидетельства о «древних предках» современного велосипеда…

Двухколесные транспортные средства:

  • Изображение велосипедиста на обелиске из Луксора (XIII век до н.э.).
  • 640 год: Раби ибн Зияд (арабский полководец) сконструировал машину, на которой можно ехать, как на верблюде.
  • Велосипедист на витраже XVII века в церкви Св. Егидия (Stoke Poges, деревня в Англии) – 1642 г.
  • На мемориальном камне изобретателя Майкла Каслера (1733…1772 г.) закреплена табличка с изображением велосипеда (который подрисовали в 1820 году).

… при желании можно найти еще больше упоминаний о «доисторическом велосипеде».

Также есть данные о различных тележках, которые приводились в движение мускульной силой (не по принципу «тяни/толкай», а именно посредством механизмов):

  • В 1420 г. итальянский врач Джованни да Фонтана сделал эскиз автомобиля, в котором вращающий момент передается через трос и барабан (впрочем, все мы в детстве такое рисовали).
  • В 1649 г. немецкий кузнец Ганс Кож (Hans Hautsch) – местный Кулибин – изготовил машину, оборудованную «вечным двигателем» (по типу часового механизма). Машина ехала «без затрат энергии» со скоростью 1,6 км/ч… но нефтяная мафия быстро прикрыла лавочку.
  • В 1655 г. часовщик Стефан Фарфлер, который не мог ходить, построил себе трехколесный (а затем четырехколесный) «мобиль» с ручным приводом (ворот, зубчатая передача). То есть он сделал инвалидную коляску, которая была ему так необходима.
  • В 1690 г. Ричард Эли из Ла-Рошель (Франция) сконструировал экипаж с мышечным приводом.
  • В 1840 г. (велосипед уже был запатентован) английский плотник Уиллард Сойер сделал квадрацикл, а позже организовал его «серийное» производство.

Так был ли велосипед вообще когда-нибудь изобретен? Возможно, он является самодостаточной сущностью… А может быть, велосипед реален лишь в границах нашего восприятия!?