Каждый год (особенно в весенний период) большое количество людей начинает ловить себя на мысли – «мне нужен велосипед»! При этом мотивация для данного поступка может быть самой разной – «покататься, как в детстве», «сэкономить на фоне высоких цен на топливо», «заняться спортом» и т.д… Однако, всех новоиспеченных велолюбителей объединяет один момент – они практически поголовно, при выборе впервые, сталкиваются с массой «недопонимания»: начиная от разнообразия вариантов исполнения двухколесного транспорта, и заканчивая его техническими параметрами.
На самом деле, сориентироваться не так уж и сложно, главное – понимать для чего он вам нужен и на что нужно обратить внимание / чем руководствоваться… это примерно как при покупке обуви (когда важен не только внешний вид, но и удобство, размер, предназначение).

В первую очередь, перед покупкой, стоит определиться – в каких условиях и на какой местности планируется катание (поскольку байки, как и другие виды транспорта, в этом плане подразделяются на различные категории).
Горные модели
Маунтинбайки – это, пожалуй, наиболее «распиаренная» разновидность «двухколесников», в большинстве случаев чем-то напоминающих «кроссоверы»: выглядят внушительно, но при этом больше годятся для городской эксплуатации, нежели покорения серьезного бездорожья. Ну, а истинные горные модели – как «суровые джипы»: они действительно круты за пределами дорог, но не всегда удобны в городе (да и нужны, по своим возможностям, далеко не каждому).
Так вот маунтинбайки, в свою очередь, делятся на два типа:

Гибридные модели
В большинстве своем являются конструктивным сочетанием горных и шоссейных байков: у первых они заимствуют раму типа «хардтейл» (с амортизационной вилкой спереди), рулевую колонку и навесные компоненты, а у вторых – 28-дюймовые колеса с более узкими и гладкими покрышками.
Они ориентированы, в первую очередь, на простых велолюбителей – которые предпочитают кататься не только в городских условиях, но и по «грунтовкам» в парках (при этом не желая или не имея возможности приобретать сразу несколько разноплановых «железных коней»).
Велогибриды – это своего рода компромисс, поскольку они не предоставляют тот уровень комфорта, которым могут похвастать «чисто городские», но при этом серьезно уступают во «вседорожных» способностях «истинно горным» моделям.
Стоит отметить, что хотя MTB-гибриды наиболее популярны, существуют и другие «варианты гибридизации»:
Городские варианты
Созданы для повседневной эксплуатации в городской среде и неспешных велопрогулок по дорогам с хорошим покрытием. Они не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря, так как «заточены» для поездок в обычной одежде, а их конструкция нацелена на практичность и комфорт. Подобные «двухколесники» адресованы простым велолюбителям, для которых они – в первую очередь, средство передвижения.
Ситибайки бывают нескольких видов:
Дорожные модели
Эти предназначены как для городской эксплуатации, так и для велопутешествий. Подобные «двухколесники», как правило, «щеголяют»: легкой рамой (с геометрией, напоминающей о маунтинбайках), многоскоростными трансмиссиями, ободными или дисковыми тормозами, а также дополнительными аксессуарами (багажник, крылья и т.д.).
Шоссейные велосипеды
Созданы для скоростного передвижения по дорогам с хорошим покрытием и отличаются от других баков, в первую очередь, особой формой руля (так называемые «бараньи рога»), растянутой посадкой и исключительно «ригидной» рамой.
Вообще, «шоссеры» ориентированы уже на более «продвинутых» велосипедистов, которые любят быструю езду и часто преодолевают на двухколесном «железном коне» внушительные расстояния по асфальтированным или ровным грунтовым дорогам.
Кроме того, в данную категорию можно отнести и байки класса «туринг» (то есть – туристические) – они подготовлены для длительных велопутешествий в активном темпе, но не только по асфальтированным покрытиями, но и по дорогам среднего качества. По своей компоновке они близки к шоссейным, но отличаются: «растянутой» рамой (улучшающей плавность хода), более прочными колесами, а также увеличенным диапазоном передач.
Складные модели
Это байки, обладающие рамой со складным механизмом. Такие «двухколесники», в первую очередь, для городских жителей, которым особо важна компактность: их удобно не только хранить в условиях ограниченного пространства, но и перевозить практически во всех видах транспорта (в том числе – общественного, что разрешено официально).
Кстати, складными могут быть не только городские/прогулочные модели, но также горные, электрические и даже трехколесные.
Выше перечислены основные, но не все типы – на деле их заметно больше, в особенности спортивной, экстремальной и трюковой направленности. Однако такие байки редко вызывают интерес у начинающих, поскольку крайне специфичны (именно по этой причине они здесь и не рассматриваются).
Для взрослых людей (и подростков старшего возраста) следует учитывать пол (хотя не мало моделей «унисекс», но они, как и любой «компромиссный вариант» – максимального удобства не обеспечат). Поэтому, если Вы подыскиваете «железного коня» исключительно для себя – учитывайте «его половую ориентацию».
Мужские модели обладают, как правило, «высокой» рамой (но это не обязательное условие), а так же могут «похвастать» лучшей приспособленностью конструкции под анатомию именно мужского тела: т.е. оснащаются более низким и «коротким» рулем, удлиненными шатунами, зауженным сиденьем и т.д.
Впрочем, при покупке, мужчине следует опираться, прежде всего, на свои предпочтения/ощущения – так как большинство моделей «по-умолчанию» всё же ориентированы именно на «сильный пол».

А вот женские велосипеды появились сравнительно недавно – это отдельный тип современных «железных лошадок», которые проектируются с учетом анатомических особенностей именно женского тела и специфики гардероба (для прогулочных моделей). Они обладают: иным строением рамы (обычно – с заниженной верхней трубой), особой «анатомией» седла и конструкции рулевой колонки, а так же других узлов…
Всё это сделано с одной целью – обеспечить максимальный комфорт для женщин (т.к., как уже было отмечено выше, даже «унисекс»-модели созданы «с прицелом» на мужскую половину велолюбителей).
Размер рамы
Когда вы определились с моделью – переходим к размеру, а в этом плане нужно ориентироваться на раму или, говоря иначе, на её ростовку (которая зависит от индивидуальных особенностей организма и типа байка). При увеличении ростовки происходит пропорциональное изменение длины всех труб рамы – потому, правильно подобранный размер байка способен обеспечить не только комфорт при езде, но и исключить возникновение болей в спине и коленных суставах.
Таким образом, перед «походом за железным конём», не помешает заранее измерить собственный рост (без обуви).
Соотношение длины тела человека к рекомендуемым параметрам рамы (в зависимости от типа) можно узнать из таблиц, приведенных ниже:
горные | |||
рост (cm) | размер (×/inch/cm) | ||
< 160 | XS | 13-14 | 33~36 |
160~170 | S | 15-16 | 37~41 |
170~180 | M | 17-18 | 42~46 |
180~190 | L | 19-20 | 47~51 |
190~200 | XL | 21-22 | 52~56 |
> 200 | XXL | 23-24 | 57~61 |
шоссейные | ||
рост (cm) | размер (inch/cm) | |
< 160 | 19-20 | 49~51 |
160~168 | 20-21 | 51~54 |
168~178 | 21-22 | 54~57 |
178~183 | 22-23 | 57~59 |
183~190 | 23-24 | 58~60 |
> 190 | 24-25 | 60~63 |
городские | ||
рост (cm) | размер (inch/cm) | |
< 160 | 16-18 | 41~46 |
160~170 | 18-19 | 46~49 |
170~180 | 19-20 | 49~51 |
180~190 | 20-21 | 51~53 |
190~200 | 21-22 | 53~56 |
> 200 | 22-24 | 56~61 |
Примерка
Не стоит забывать, что указанные выше размеры рамы (обозначено Ⓐ на иллюстрации ниже) – лишь ориентировочные величины: они «подсказывают» то, с каких параметров начать примерку (поскольку «правильность выбора» также зависит ещё и от величины колес, геометрии/конструкции рамы и т.д.).

Вообще, примерка ① – один из главнейших моментов при приобретении двухколесного транспорта. Она осуществляется следующим образом: необходимо встать над рамой «железного коня», прикоснувшись «пятой точкой» к седлу – расстояние от верхней трубы до паха Ⓑ может варьироваться в зависимости от типа байка: например, для экстремального стиля катания – 6-10 см; для езды по дорогам с хорошим покрытием – 3-6 см. Подобный подход позволит избежать серьезных травм в случае непреднамеренного соскальзывания с сиденья.
После успешной примерки, не лишним будет убедиться в возможности правильной посадки ② – которая зависит от предполагаемого стиля езды, но в любом случае: поднятое колено не должно касаться руля даже в его крайних положениях; на педали находящейся в крайнем нижнем положении стопа должна «уверенно лежать» (при чуть согнутом колене); руки так же свободно должны лежать на руле.
Кроме того не лишним будет учесть следующие советы:
Детский велосипед
Размер детских моделей, в отличие от взрослых, выбирают ориентируясь, в первую очередь, на размер колес – именно от этого параметра в значительной степени зависит удобство управления и допустимая максимальная скорость.
Ориентировочное соотношение размера колёс и роста/возраста ребёнка указано в таблице:
возраст (лет) | рост (cm) | размер колес (inch) |
2~4 | 90~100 | 12″ |
3~5 | 95~105 | 14″ |
4~6 | 100~115 | 16″ |
5~7 | 105~120 | 18″ |
6~11 | 110~125 | 20″ |
9~14 | 125~155 | 24″ |
Выбирая размер детской модели следует строго руководствоваться антропометрическими данными (например, ни в коем случае нельзя покупать велобайк «на вырост», если вы не хотите нанести вред здоровью ребёнка).
Так же стоит помнить, что чем меньше ребенок – тем в более простом «железном коне» он нуждается, и наоборот.
Определившись с размером, следует обратить внимание на материалы, применяемые конструктивные решения и качество исполнения основных компонентов/оснащения вашего будущего «железного друга».
Рама
Так вот, кроме размера рамы, немаловажно учитывать материал из которого она изготовлена:
Колёса
Взрослому наезднику так же нужно обратить внимание и на диаметр колес, поскольку от этого параметра напрямую зависят «ездовые» характеристики.
Например, чем больше размер колеса – тем выше максимальная скорость и уровень комфорта, а также лучше накат, но в таком случае при разгоне и езде придется прикладывать большее количество мускульной силы (кроме того, страдает маневренность и динамика байка, а также возрастает его общая масса).
Для жесткости в колесах применяются спицы, встречающиеся в нескольких вариантах исполнения:
В последнее время набирают популярность варианты на литых дисках – их обода представляют собой цельные диски с несколькими лопастями (вместо спиц). Однако по большей части «литые диски» являются уделом китайских байков (зачастую несущих на раме эмблемы именитых брендов, но не имеющих к ним какого-либо отношения), хотя встречаются и на спортивных или по-настоящему эксклюзивных моделях.
Колеса с «литыми дисками» обладают целым рядом положительных качеств:
Но присутствуют в их арсенале и отрицательные моменты:
Кстати, вот ещё один важный момент в подборе колёс – конструкция обода: они могут быть одинарными ①, двойными ② или тройными ③.

Как и рама, обода изготавливаются из стали, алюминия или карбона.
Для шоссейных байков также важна высота профиля – чем выше этот показатель, тем стабильнее ведет себя «железный конь» на больших скоростях (правда, при этом возрастает парусность, что может создать проблемы в условиях сильного/порывистого ветра).
Велосипедные обода отличаются друг от друга посадочным диаметром, отображающим размер колеса по окружности и встречающимся в шести основных вариациях:
Кроме того, обода для байков разных типов отличаются друг от друга внутренней шириной:
Что касается покрышек для двухколесного транспорта, то они так же бывают нескольких видов: слики; полуслики; с шипами; с инвертированным протектором…

Тут главное понимать, что:
Маркировка
Наиболее часто встречаются три вида маркировки велосипедных шин:
А так же, на всех современных покрышках, указывается минимально и максимально допустимые значения давления при накачке, как правило, в Барах (но может быть и в фунтах-силах (PSI) – 1 Bar ~ 15 PSI). Накачивать шины следует до такого количества атмосфер, чтобы они соответствовали весу «наездника».
Системы торможения
Сегодня доступны несколько вариантов тормозных систем:
Ножной тормоз – наиболее старый вид тормозов, устанавливаемый внутри втулки заднего колеса и приводящийся в действие путем вращения педалей назад. Он применяется, как правило, на самых простых моделях, либо вовсе лишенных переключения передач, либо с планетарной трансмиссией.
Основные преимущества ножного тормоза – хорошая работа в любых условиях и доступная цена, а недостаток – сложность конструкции и повышенная нагрузка на спицы заднего колеса (при торможении).

Ободные тормоза – суть их работы заключается в сжимании обода велосипедного колеса с двух сторон посредством тормозных колодок, тем самым замедляя его кручение. Они бывают с механическим или гидравлическим приводом: в первом случае усилие от ручки передается через тросики, а во втором – с помощью жидкости по гидролинии.
Ободные тормоза встречаются в нескольких вариантах исполнения – векторные (V-brake) или клещевые (U-brake).
Положительными сторонами таких тормозов являются: невысокая стоимость; простая конструкция; легкая настройка даже в полевых условиях; хорошая эффективность в сухую погоду; невысокая нагрузка на втулку и спицы.
Но имеются у них и отрицательные моменты: колодки требуют частой замены; снег, вода и грязь серьезно снижают эффективность торможения.

Дисковые тормоза – это комбинация стального диска, закрепленного на втулке колеса, и устройства, сжимающего этот самый диск тормозными колодками (он же суппорт). Тормозное усилие с ручки может передаваться тросиком, или по гидролинии (механический и гидравлический привод соответственно).
Подобный механизм не изнашивает обод, практически не требует обслуживания и позволяет наиболее плавно регулировать тормозное усилие, но при этом отличается достаточно высокой ценой и большим весом (по сравнению с другими видами тормозов).

Подвеска
Существует три основных варианта реализации подвески:
Передние амортизационные вилки
Большинство велобайков оснащаются передней амортизационной вилкой, состоящей из рулевой трубы, штанов, ног вилки, короны, гориллы, манжет и амортизаторов (причем последним узлом вилки разного типа, как правило, и отличаются друг от друга):

Задняя подвеска
Что касается задней подвески, то она, как правило, является стезей спортивно-профессиональных байков (те компоненты, которые можно увидеть на дешевых «двухподвесах» скорее выполняют функцию «вау-эффекта») и наиболее часто встречается в двух вариантах исполнения:
Трансмиссия
Одной из важнейших составляющих является трансмиссия – это набор компонентов, которые образуют единую систему, служащую для передачи мышечных усилий велосипедиста на заднее колесо (благодаря чему при вращении педалей велобайк и приводится в движение).
Большинство современных моделей комплектуется многоскоростной трансмиссией – ее основное преимущество перед односкоростным механизмом состоит в том, что она имеет возможность переключения передач, тем самым позволяя легче забираться в горку или ускоряться на ровных участках местности. Многоскоростная система, как правило, включает в себя: набор передних звезд («система»); набор задних звезд («кассета»); шатуны с педалями и кареткой; цепь; ручки управления переключением («манетки»); переключатели передач (передний и задний).
Велосипедные трансмиссии бывают двух «основных» типов:
Звёздочная
Именно звездочки играют первостепенную роль, поскольку без них мы попросту не поедем.
Односкоростные байки оснащаются двумя звездами – ведущей и ведомой, а вот многоскоростные модели могут похвастать целыми наборами звезд спереди («система») и сзади («кассета» или «трещотка»). Причем, количество и размеры «шестеренок» во втором случае определяют ходовые качества «железного коня» в различных дорожных условиях – правильное передаточное отношение позволяет существенно уменьшить энергозатраты на поездку и сделать катание более комфортным.
Такая трансмиссия отличается неплохой надежностью (особенно при должном обслуживании, которое, кстати, не занимает много времени) и широтой вариантов исполнения (начиная от любительских и заканчивая спортивно-профессиональными).
Главный же недостаток «звездочной» системы – необходимость в регулярном обслуживании (поскольку все компоненты ничем не прикрыты): чистка, смазка, подтягивание и т.д.
Планетарная

Ещё один распространенный тип трансмиссии представляет собой планетарную втулку, внутри которой находится шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения.
Подобные системы применяются только на городских или дорожных байках, не предназначенных для серьезных нагрузок (из-за приличного веса системы и низкого количества скоростей – как правило, не больше семи).
Кроме того, они стоят достаточно дорого и не могут быть отремонтированы или обслужены в домашних условиях.
Есть у планетарной трансмиссии и положительные качества: скрытый от внешних воздействий механизм, отличающийся долговечностью; не требует постоянного обслуживания; визуально выглядит компактно «как односкоростная система».
Переключатели передач
Передаточный механизм на моделях с многоскоростными трансмиссиями контролируется манетками или шифтерами – это механические устройства смены передач, располагающиеся на рулевой колонке или раме.
На современных «двухколесниках» встречаются два основных типа переключателей:
И те, и другие переключатели имеют свои преимущества и недостатки: шифтеры, например, более легкие в управлении и позволяют быстро менять скорость, но при этом занимают много пространства на руле и не блещут надежностью (особенно на бюджетных моделях); манетки же – имеют понятный принцип работы и не допускают случайного переключения передачи, однако при падении могут быть легко повреждены (из-за выступающих деталей).
На рынке присутствует множество производителей элементов велотрансмиссий, но высокого доверия заслуживают единицы – это: Shimano, SRAM и Microshift (и каждый из этих брендов предоставляет широчайший ассортимент манеток и шифтеров, начиная от простейших и заканчивая спортивно-профессиональными). Если компоненты трансмиссии несут на себе данные «имена» – это уже хорошо (к остальным лучше относиться с осторожностью).
Седло
Это один из важнейших элементов велосипеда, который напрямую влияет на удобство и уровень комфорта при катании. Именно поэтому к выбору сиденья стоит подходить вдумчиво, особенно если предполагаются долгие поездки на байке – неправильно подобранное седло может даже вызвать болевые ощущения и привести к ряду травм.
Многие новички заблуждаются в том, что «чем шире и мягче седло – тем лучше» (с этим утверждением можно согласиться лишь частично).
Сиденье лучше всего подбирать исходя из анатомических особенностей самого райдера – для этого нужно знать расстояние между седалищными косточками таза, которые при посадке поддерживают тело в качестве опоры. Это самое расстояние определить достаточно просто: следует сесть на мягкую пластичную поверхность, а после встать и замерить расстояние между центрами оставшихся вмятин.
Сразу можно отметить, что «мужские» сёдла – у́же и длиннее, а «женские» – шире и короче. Но это не отменяет необходимости «индивидуального замера». Дело в том, что на слишком узком сиденье имеется риск нарушения кровоснабжения промежности, а на слишком широком – может натираться кожа на внутренних поверхностях бедер.

Стоит склоняться к такой форме сиденья, чтобы площадки для опоры седалищных костей имели достаточную длину для смещения вперед-назад при катании. Мягкое седло лучше всего приобретать только для размеренных и непродолжительных велопрогулок по хорошим дорогам – они делают поездку комфортной лишь в первое время, но потом приводят к онемению промежности и увеличению потоотделения.
Нужно учитывать и материал, из которого сиденье изготовлено. Распространенные варианты:
Кроме того, при подборе седла, не лишним будет обратить внимание на наличие/отсутствие амортизационных пружин в его конструкции:
Педали
Так как фраза «крутить педали» является распространенным синонимом «езды на велобайке» – педали можно уверено считать одной из важнейших составляющих двухколесного транспорта (значит на них также стоит обратить внимание).

Велосипедные педали бывают трёх «основных» типов:
Производители
На рынке представлено огромное множество велосипедных брендов, но в большинстве случаев под этим понятием подразумевается, в первую очередь, производитель рамы (так как навесное оборудование практически все ведущие бренды закупают у сторонних специализированных производителей). Конечно, крупные велостроители могут собственными силами выпускать седла, рулевые колонки, обода, покрышки и даже элементы трансмиссии, но и в их случае «топовые» байки всегда комплектуются «обвесом» специализированных авторитетных марок.
Вообще, все марки можно подразделить на три основные категории (в зависимости от того, какая продукция преобладает в их модельном ряду):
Выше перечислены далеко не все бренды, а только наиболее популярные в своём сегменте (в целом же их гораздо больше).
Стоит отметить, что большинство велопроизводителей выпускают широкую гамму продукции, пытаясь охватить минимум пару сегментов (например «бюджетные и любительские» или «любительские и профессиональные»).
Однако, некоторые компании специализируются на определенной категории – например, «делая ставку» на горные или шоссейные модели и предлагая их в особо широком ассортименте, а так же активно используя собственные технологии и применяя богатый опыт в избранном ими направлении. Например:
Кроме того, существуют так называемые «ашанбайки» – это именно дешевые (не путайте с бюджетными) изделия крайне низкого качества, продающиеся в гипермаркетах. Вообще, такие «двухколесники» рассчитаны скорее на спонтанную покупку людьми, далекими от велосипедной культуры, а подкупают лишь своим «якобы надежным и солидным» внешним видом (зачастую это – двухподвесы, точнее их иммитация).
Покупка ашанбайка может обоснованной только в качестве первого опыта для новичков (причем – желательно некрупного телосложения), исповедующих спокойный стиль катания только по ровным дорогам, которые эксплуатируют двухколесный транспорт только в случаях крайней необходимости. Активный ребенок «ушатает» такой двухколёсник буквально за несколько дней.
Помимо всего вышеперечисленного, при поиске «железного коня» (особенно – первого в своей жизни) стоит помнить ряд важных моментов:
Стоит отметить, что велосипеды исключены из группы «непродовольственных товаров, подлежащих возврату/обмену в течение 14 дней» (то есть их нельзя просто так вернуть/обменять, если не устроили какие-либо моменты), но и не относятся к «технически сложным товарам» (на что, зачастую, ссылаются некоторые недобросовестные продавцы), за исключением электрических моделей.
Таким образом, вот перечень ситуаций когда этот товар можно вернуть/обменять по закону:
На самом деле, большинство продавцов (на практике) идут навстречу своим клиентам – они могут обменять товар даже в случае, если нельзя применить ни один из вышеназванных пунктов, но покупатель обратился за возвратом/обменом достаточно быстро и при этом полностью сохранил товарный вид.