Любой велосипед не только приносит удовольствие и пользу от катания, но еще и требует соответствующего ухода (необходимого не только перед началом велосезона, но и в промежутках между активными/длительными поездками, а так же перед отправкой своего двухколесного спутника на зимнюю стоянку). 

Большинство современных моделей отличается хорошей устойчивостью к неблагоприятным условиям, тем не менее обеспечивать соблюдение требований правильной эксплуатации все же необходимо. Если этого не делать то, неизбежно попадающие на ходовую часть грязь, грунт и песок – рано или поздно приведут к поломке и, как следствие, – к дорогостоящему ремонту.

велосипед после катания в дождь по грязи

К примеру, обычная дорожная пыль, когда она смешивается со смазкой на цепи – превращается в опасный абразив, затрудняющий движение и значительно повреждающий звенья цепи. Песок, попадающий во втулку – изнашивает подшипники гораздо быстрее и сильнее, чем самая небрежная езда по бездорожью или пара сотен километров по экстремальным трассам… Кроме того, поскольку со временем любая статичная часть в конструкции постепенно разбалтывается – все резьбовые болты, втулки, вилки, шатуны нужно своевременно подтягивать…

Средства ухода за велосипедом

Если арсенал всех ваших средств для мойки, чистки и смазки велосипеда ограничивается флакончиком керосина, горсткой старых тряпок и баночкой обычного солидола, вы – «плохой хозяин» своему двухколесному ТС. Чтобы аппарат с такой несложной (на первый взгляд) конструкцией служил надежно и обходился без ремонта как можно дольше – нужно обеспечить ему достойный уход «не хуже, чем за автомобилем».

Вот какие средства помогут вам стать «хорошим хозяином»:

  • Специальные велошампуни – это ряд жидких моющих средств, в составе которых нередко присутствует небольшой процент слабых растворителей, достаточно эффективных для удаления маслосодержащей грязи. Например, «велосипедные» линейки Daytona или Hanseline – оптимальный вариант для мытья деталей из карбона и/или окрашенного металла… впрочем и практически любой автошампунь (с неагрессивным составом) легко справится с обычной дорожной грязью.
  • Очищающие спреи – средства, незаменимые для отмывания застарелой грязи и участков с сильными маслянистыми загрязнениями. Например, Birzman (отличающейся своей универсальностью) не только хорошо отмоет участки с накопившейся грязью, но и удалит ржавчину и одновременно смажет трущиеся пары. Обычно спреи наносятся на несколько минут (время зависит от марки средства и его состава), после чего смываются теплой водой и мягкой губкой (но для очистки труднодоступных мест можно воспользоваться длинноворсовой щеткой с утолщенной щетиной).
  • Обезжириватели – специальные очищающие средства для обработки (чистки, мойки) цепи и практически всех подвижных узлов трансмиссии, безотказная работа которых во многом зависит от их чистоты. Например, линейки марок Force или BikeLab способны удалять даже битумные пятна, не говоря об избавлении от старой смазки втулок, вилок, рулевой колонки и прочих «труднодоступных мест».
  • Смазки – при попытке сориентироваться в широчайшем выборе смазочных средств нужно непременно учитывать немаловажный нюанс насчет содержания в них солидола (который «притягивает» разнообразную грязь и при этом очень плохо отмывается) и лития (разъедающего алюминиевые детали). А в целом и общем на выбор велосипедиста традиционно представлено несколько видов смазок, самые универсальные из которых – аэрозольные, подходящие как для любых погодных условий, так и для любых типов велосипедов (простые и удобные в использовании, они обычно выпускаются в эргономичных емкостях и оснащаются специальной насадкой – упрощающей обработку цепи и других подвижных узлов). При этом:
    • жидкие смазки – годятся только для цепей,
    • кальциевые – более дорогие, но отличаются длительной службой, хорошими показателями устойчивости к температурным перепадам и достаточно высокой степенью защиты от коррозии,
    • силиконовые смазки (расцениваемые как нечто среднее между «бюджетным» и «элитным» вариантами) – надежны, долговечны и весьма экономичны (они отлично защищают узлы от влаги и обладают хорошими пылеотталкивающими свойствами),
    • и все же лучшими, по мнению бывалых велосипедистов, считаются тефлоновые смазки (благодаря их высокой проникающей способности и беспрецедентной износостойкости) – они прекрасно выдерживают высокое давление и долго сохраняются на узлах, а благодаря присутствующему в составе антистатику пыль на смазанные детали практически не налипает.

Такая подборка «мыльно-рыльных» средств для велосипеда не должна казаться вам перебором – потому, что при каждой «процедуре ухода» должно быть применено средство, именно для этого и предназначенное. Чуть ниже мы расскажем о тонкостях обслуживания велосипеда (как регулярного, так и планового), а пока напомним и о значимости правильно подобранного инструментария.

Базовый набор инструментов

Если вы голодны, то сможете насытиться даже и без ложки/вилки, но велосипедист, пытающийся устранить неисправность «голыми руками» – так же бесполезен, как и стоматолог для пациента, когда пытается ему помочь, не имея под рукой соответствующего оснащения. Чтобы быть действительно способным позаботиться о своем двухколесном друге – вооружитесь хотя бы самыми нужными инструментами.

В необходимый минимум входят:

  • Два молотка – один из них должен быть массой не более 200 г, а ориентировочный вес второго – 500-600 г. Иногда они используются поочередно, иногда одновременно, но в целом нужны для выправления деформированных деталей, забивания/выбивания клинков, шайбочек, болтов и т. д.
  • Тиски – выбирайте модель с мобильной фиксацией как к верстаку, так и обычному столу. Они необходимы в большинстве видов работ, поскольку позволяют надежно закрепить любую деталь в самом удобном для обработки положении и на оптимальном для лучшего обзора расстоянии.
  • Пассатижи-плоскогубцы – рабочие плоскости этого инструмента должны быть оснащены зубчатыми выемками, облегчающими захват круглых и/или скользких (из-за смазки) деталей.
  • Две отвертки – одна должна быть с прямым шлицем (длина лезвия около 5-7 мм), а вторая – с крестообразной головкой (примерно такого же размера).
  • Бородок с толщиной наконечника не более 2 мм. Вырубать или пробивать вы им ничего не будете, но при расклепке цепи (когда понадобится аккуратно выбить штифт) – он окажется весьма полезным.
  • Два напильника – один должен быть полукруглым, а второй – обычным трехгранным. Выбирайте так называемые личные модели (то есть со средней насечкой, обычно это №2 или №3). Они пригодятся для обработки, например, седельного замка (когда «родные» насечки сотрутся и потребуется пропилить новые), а еще без такого инструмента не обойтись после подтягивания спиц (когда приходится обрабатывать их выступающие концы)… да и во многих других ситуациях.
  • Гаечные ключи – один большой разводного типа и набор шестигранников.

К этому списку можно было бы добавить еще одну позицию – не совсем инструмент в прямом смысле, а скорее «девайс», – это эргономичная щетка для цепи/кассеты, особо рекомендуемая бывалыми велосипедистами. Делаются такие гаджеты из износостойкой и жесткой нейлоновой щетины различной толщины и весьма эффективно справляются со своим предназначением – если уж не превращая помывку цепи и кассеты в «сплошное удовольствие», так по крайней мере делая эту процедуру не столь утомительной.

«Ситуационный» уход за велосипедом

С чисткой велосипеда после езды в сухую погоду обычно проблем не бывает – достаточно мягкой щетки, которой нужно пройтись по «труднодоступным местам», и пары-тройки сухих тряпок для смахивания пыли и частиц грунта. Но если во время выезда вы попали под дождь или вам пришлось преодолевать болотистые участки – вашему двухколесному спутнику потребуется гораздо больше внимания.

Техническое обслуживание велосипеда

Давайте рассмотрим, что должно входить в, так называемый, ситуационный уход и как правильно его осуществлять:

  • Мытье – если рама и ходовые компоненты всегда чистые, то вы можете быть уверены, что ваш велосипед защищен не только от коррозии, но и от неправильной работы важных узлов, особенно системы переключения.
    Мыть байк нужно только специальными средствами. В противном случае можно удалить смазку там, где ее наличие крайне важно, и заодно повредить уплотнители на втулках.
    Не пользуйтесь шлангом и тем более автомойками (где вода подается под большим напором) – потому что на некоторые узлы (например, в рулевую колонку и каретку) влага вообще не должна попадать.
    Просто слегка обдайте обода и раму теплой водой и оставьте «отмокать» на несколько минут. Затем аккуратно смойте нашлепки грязи и частицы песка мягкой щеткой, губкой или ворсистой салфеткой, протрите насколько это возможно и оставьте машину для естественной просушки. Этот момент важен, поскольку смазывать велосипед нужно только чистым и полностью сухим.
  • Смазка – если при езде в нормальных условиях и в спокойном темпе велосипед достаточно смазывать один раз на каждые 100-150 км, то после контакта с водой или грязью делать это нужно сразу после поездки. Все узлы трения и вращения (особенно цепь и каретку) нужно сперва отмыть и очистить от старой смазки, хорошенько просушить, и лишь затем заново смазать.
  • Настройка – мероприятия по проверке и регулировке основных узлов должны осуществляться на регулярной основе (хотя бы раз в декаду). Но после «внеплановой» ухаживающей процедуры (с помывкой и смазкой) – велосипеду потребуется тщательный осмотр и настройка, как минимум, трансмиссии и тормозов (подробнее об этом – чуть ниже).

Эти требования к уходу практически универсальны. По крайней мере, они актуальны для самых распространенных типов велосипедов – городских, шоссейных, туристических и горных. Сами мероприятия совершенно не сложные – так что никакой необходимости обращаться к веломастерам не возникнет.

Плановое обслуживание велосипеда

В любой модели велосипеда, даже в «самой крутой», есть узлы и детали, которые быстро изнашиваются и часто нуждаются в ремонте/обслуживании. Постоянный мониторинг технического состояния в сочетании с соответствующим обслуживанием – значительно улучшат «состояние здоровья» вашего «железного коня» и, одновременно, обеспечат вам должную безопасность во время активного катания.

Глобальную проверку исправности велосипеда нужно осуществлять дважды в год: весной (перед началом велосезона) и осенью (когда будете готовить байк к консервации на зиму). Такая процедура не должна ограничиваться только визуальным осмотром – «машину» нужно разобрать, почистить узлы и подвижные детали, смазать все резьбовые соединения, отремонтировать либо заменить износившиеся детали.

Важно! Управление основными узлами (трансмиссией и тормозами) осуществляется посредством крепких стальных плетеных тросов, но даже они немного растягиваются со временем и нуждаются в регулировке, поэтому нужно проверять степень их натяжения хотя бы раз в месяц.

А теперь – о работе, посильной даже для непрофессионалов, и способах разрешения наиболее часто возникающих проблем с основными механизмами и деталями любого велосипеда:

  • Амортизационная вилка. Этот узел чаще всего выходит из строя из-за грязного масла или его выработки (закономерно приводящей к ухудшению рабочих свойств). Другая «популярная проблема» – преждевременный износ манжет (сальников) и прочих деталей вилки, спровоцированный неправильной или слишком длительной работой без техобслуживания.
    • Чистить и смазывать «ноги» нужно каждые 150~200 км езды по нормальным покрытиям и каждые 100 км – по плохим.
    • Осматривать «штаны» вилки (на предмет выявления трещин) нужно после наката не более 350~400 км, а смазывать сальники с переборкой – каждые 500~800 км.
    • Если вилка масляная – менять масло нужно как минимум раз в год.
  • Втулки. Именно от этих деталей, обеспечивающих статичное закрепление оси на кронштейнах (дропаутах), зависит равномерность, плавность и легкость вращения колеса. Если смазки недостаточно или она сильно загрязнена – это неизбежно приводит к повышенному трению подшипников и затрудненному вращению. Колесо начинает болтаться, появляется заметный люфт, иногда – скрежет и даже хруст. Для устранения этих проблем нужно снять втулку, вынуть подшипники, выдуть загрязнения из пустого корпуса, тщательно протереть керосином внутренние стенки, дать просохнуть, а потом нанести ватной палочкой или узкой кисточкой новую смазку тонким слоем. Затем собрать узел, вернув на свои места ось, конусы, подшипники (таким же образом промытые и смазанные). Затяните крепежную гайку и проверьте ход втулки. Если все в порядке – верните колесо на дропауты – оно должно вращаться совершенно беззвучно и легко.
  • Трансмиссия. Износ этого важного даже не узла, а целой системы, предсказать очень сложно – поскольку она представляет собой довольно широкую вариативность разных металлов: начиная с твердой стали цепи (распределяющей беспрерывную нагрузку) и заканчивая мягкими сплавами ведущих звездочек (где зубья истираются в острые волны, а велосипедист может этого и не заметить, пока цепь не начнет проскальзывать и существенно вредить системам переключения).
    1. Для начала нужно хорошенько очистить и помыть цепь, звездочки и все остальное.
    2. Затем пройдитесь по всей трансмиссии чистящим средством с обезжиривателем и дайте ей высохнуть.
    3. Измерив износ цепи – примите решение, нужно ли ее заменить или только подтянуть (оптимальная периодичность замены цепи – каждая 1000 км или, при аккуратной эксплуатации, 1500~1800 км).
    4. Осмотрев ведущие звезды и убедившись, что на них нет изгибов и деформированных зубьев – почистите паук и звездочки, обработайте их противозадирной смазкой.
    5. Затем осмотрите кластер кассеты на предмет износа, промойте и смажьте весь узел.
  • Тормоза. Надежные и беспроблемно работающие тормоза – гарантия безопасности велосипедиста.
    • Если заметили, что ручка начала касаться руля – усильте натяжение тормозного троса, слегка затянув фигурные болты.
    • Если на вашем аппарате тормоза системы V-Brake (то есть просто ободные) – проверять их и настраивать нужно ежеквартально (для профилактики) и «ситуационно» (каждый раз после езды в дождь и/или по плохому покрытию и после продолжительного простоя). Отрегулировать положение колодок на ободе можно элементарно – посредством болта и нескольких шайб, предварительно ослабив тормозной трос и задав нужное положение колодок.
    • В случае с дисковыми и гидравлическими тормозами – все проще: регулировать их нужно таким же образом, но только «ситуационно» (например, при появлении посторонних звуков или других признаков некорректной работы).

Вместо заключения хотелось бы подчеркнуть, что представленные выше рекомендации носят обобщенный характер, поскольку каждый тип велосипедов нуждается в особом подходе. Главное – не откладывать осмотр и обслуживание «на завтра», а так же не пренебрегать элементарными требованиями правильной эксплуатации.