У большинства велолюбителей, но в особенности у начинающих, возникает такой вопрос – горный велосипед какого типа выбрать: хардтейл или двухподвес? И это неспроста, ведь такие «двухколесники» привлекают новичков, в первую очередь, своим серьезным внешним видом – их даже в определенной мере можно сравнить с положением кроссоверов и внедорожников в автомобильном мире.
Случаются даже такие ситуации, когда новоиспеченный райдер уже определился с тем, какому велосипеду отдать предпочтение – например, новенькому хардтейлу (причем тут не играет значимой роли – с ригидной рамой или амортизационной вилкой). Однако в последний момент меняет свое решение, заприметив блестящий двухподвес с внушительным дизайном и наличием «мощного» заднего амортизатора и «примерно по такой же цене»…
Но не стоит забывать, что по сути своей – это два разных класса велосипедов, отличающихся друг от друга не только конструктивно, но и стилем катания.
Под хардтейлом подразумевается байк, у которого задний треугольник жестко закреплен на раме и лишен амортизации (при этом передняя вилка может быть как ригидного типа, так амортизационной), а под двухподвесом – велосипед с наличием подвесок на обоих колесах и, соответственно, особой геометрией несущей системы с отдельно установленным задним треугольником.
Помимо этого, велосипеды данных типов имеют целый ряд отличий в плане «потребительских качеств»:
- Хардтейлы выглядят не столь серьезно, нежели полноподвесные модели, однако могут похвастать более простым обслуживанием и меньшим весом. К тому же, при схожей стоимости байки с жестким «хвостом», как правило, имеют навесное оборудование более высокого уровня.
- Двухподвесы же привлекают своей «визуальной мощью», за что приходится расплачиваться увеличенными массой и ценой, а также необходимостью обслуживания заднего амортизатора.
Разнятся между собой такие «двухколесники» и в плане «ездовых» характеристик:
- Хардтейлы радуют более быстрым разгоном с места и отсутствием раскачки при активном педалировании (а значит – и лучшим КПД), что явно играет им на пользу при эксплуатации по дорогам с хорошим покрытием.
Но при этом они имеют посредственное сцепление (особенно на пересеченной местности), так как не обеспечивают постоянного контакта заднего колеса с поверхностью трассы, оказывают повышенную нагрузку на тело велосипедиста (увеличивая риск получения травм) и не отличаются высоким уровнем комфорта при катании. - Двухподвесы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с дорожным покрытием и делают поездки куда более комфортными, а это сказывается не только на устойчивости и управляемости самого велосипеда (вне зависимости от состояния дорожного полотна), но и снижает негативное влияние на суставы райдера.
Однако из-за того, что часть энергии от педалирования «рассеивается» вследствие работы задней подвески – такие байки обладают сниженным КПД педалирования (то есть худшей динамикой и более низкой максимальной скоростью).
В плане надежности хардтейлы превосходят своих полноподвесных «собратьев» за счет меньшего количества подвижных элементов (у моделей с ригидной рамой их и вовсе нет) и более жесткой рамы, а также требуют меньшего к себе внимания со стороны велосипедиста.
Соответственно, у двухподвесов рама «живет», как правило, меньший срок, да и цепи со звездочками изнашиваются быстрее (из-за конструктивных особенностей). Кроме того, они нуждаются в более частом и тщательном техническом обслуживании.
Стоит отметить, что надежность полноподвесного велосипеда зависит во многом от его стоимости. В «дешевых» моделях зачастую ставка делается именно на внушительном внешнем виде, в то время как применяются комплектующие низкого уровня (начиная от рамы и заканчивая навесным оборудованием) – поэтому такие байки подходят только для неспешных велопрогулок (могут развалиться на части уже при первом выезде на серьезное бездорожье).
Ну а «нормальные» двухподвесы – это уже совсем другое дело, но и стоят они немалых денег.
Что лучше ?
Вообще, «что лучше» (подразумевая хардтейл или двухподвес) – понятие весьма относительное, так как выбор того или иного велосипеда зависит от потребностей самого велосипедиста, а именно – как и где он будет кататься:
- Для городской среды – в данном случае более предпочтительными вариантами являются байки типа «ригид» или «хардтейл», поскольку они лучше подходят для любительского катания по городским улицам (и в целом по дорогам с асфальтированными или ровным грунтовым покрытием) и несложным участкам пересеченной местности.
Ведь для таких условий возможности хороших двухподвесов – избыточны, а у моделей с жестким «хвостом» при схожей стоимости еще и будет более «продвинутое» навесное оборудование.
Что касается «дешевых» полноподвесных велосипедов, то и они для городской среды приспособлены не лучшим образом – в первую очередь, из-за своего внушительного веса. - Для фрирайда – под такой стиль катания, подразумевающий под собой езду по сложным участкам пересеченной местности с большим разнообразием естественных и искусственных неровностей, лучше всего выбрать двухподвес, причем не из дешевых, а с прочной рамой, большими ходами подвесок и мощными дисковыми тормозами.
Безусловно, можно отдать предпочтение и хардтейлу, но он окажется куда менее комфортным и безопасным. - Для веломарафона – соревнования на выносливость обычно проводятся на длинных дистанциях и продолжаются, как правило, от нескольких часов и дольше, отчего гонщикам особенно важно грамотно рассчитывать силы на весь маршрут. При долгих поездках лучше склоняться в пользу хардтейда – он не позволяет тратить лишнюю энергию велосипедиста при педалировании на «раскачку» заднего амортизатора (хотя его наличие все-таки в некоторых случаях может быть оправдано из соображений комфорта).
Но все-таки окончательный выбор того или иного велосипеда зависит от типа веломарафона:- Кросс-кантри – для такого стиля катания одинаково успешно подходят и хардтейлы, и двухподвесы, но главными требованиями к ним являются: легкая и прочная рама; производительные тормоза; «цепкие» покрышки.
Правда, байки с жестким «хвостом» окажутся привлекательнее полноподвесных «собратьев» либо за счет стоимости, либо благодаря более качественному «обвесу». - Шоссе – в данном случае однозначно более предпочтительным вариантом выглядит хардтейл, так как он может похвастать лучшим КПД при езде по нормальным дорогам.
Преимущества двухподвеса, заключающиеся в основном в высоком уровне комфорта, на шоссе будут незаметны.
- Кросс-кантри – для такого стиля катания одинаково успешно подходят и хардтейлы, и двухподвесы, но главными требованиями к ним являются: легкая и прочная рама; производительные тормоза; «цепкие» покрышки.
Зимой
Некоторые велосипедисты любят кататься и в зимний период времени – для него лучше подходят фэтбайки (то есть хардтейлы с жесткой вилкой и большими колесами). Причем такой выбор объясняется весьма просто: какими бы ни были дорогими подвески, в любом случае, при минусовой температуре окружающего воздуха они будут «дубеть» – тем самым теряя свои амортизационные свойства, а колеса с толстыми покрышками обеспечивают и необходимую амортизацию, и хорошую проходимость по рыхлым поверхностям (снег, грязь и т.п.).
Вообще, у каждого велосипеда, будь то хардтейл или двухподвес, имеются свои преимущества и недостатки, отчего при выборе стоит опираться, в первую очередь, на собственные предпочтения и финансовые возможности.
Для взрослых велосипедистов приобретать полноподвесный байк стоит лишь в тех случаях, когда они действительно любят кататься по сложной пересеченной местности и при этом могут себе позволить достаточно дорогую модель именитого бренда с качественным навесным оборудованием.
Для поездок в городской среде и по ровным парковым дорожкам более привлекательным вариантом является хардтейл – конечно, придется пожертвовать «ездовым комфортом», но получить целый ряд других положительных моментов.
Для детей
При покупке горного велосипеда для детей также следует учитывать ряд немаловажных факторов. Например:
- если ребенок вынужден самостоятельно поднимать своего «железного коня» в квартиру на верхние этажи – то лучше склониться в сторону хардтейла из-за их меньшей массы
- ну а если маленькому райдеру не приходится самому тягать велосипед, то можно присмотреться и к двухподвесу – он не только окажется более комфортным, но и повысит «статус» ребенка среди ровесников.