В теплое время года улицы заполонены владельцами всевозможных видов легкого колесного транспорта. Глядя на них, пешеходы задумываются о том, как это удобно порою – иметь лёгкое транспортное средство, которое даёт возможность «прокатиться с ветерком»… Многие люди планируют покупку «двухколёсного транспорта», но не могут решить: велосипед или самокат…
Что предпочесть взрослому ?
Совсем недавно самокат считался детской игрушкой – было несерьёзно говорить о таком средстве передвижения для взрослых людей. Но сегодня ситуация заметно изменилась – «простейшее транспортное средство, где нужно держаться за руль и отталкиваясь одной ногой» претерпело заметные изменения. Теперь оно может работать на батарейках и аккумуляторах, и порою на 100 % оправдывает своё название — катится самостоятельно, без подталкивания ногами.
В некоторых «рейтингах популярности» самокаты даже занимают верхние строчки, опережая велосипед на несколько позиций (но тут необходимо отметить, что это пока лишь касается экстремальных покатушек).
Велосипед
Это более привычное средство перемещения для взрослых людей, тем более, что их выбор огромен – включая как универсальные модели для широкого применения, так и узкоспециализированные (для выполнения трюков или покорения труднопроходимых трасс).
Велосипед лучше приспособлен для езды на большие расстояния, но при входе в здание его нужно припарковать (а это ещё и дополнительные риски – есть вероятность, что его могут украсть).
Как бы то ни было, очевидные преимущества велосипеда:
- лучшая проходимость и комфорт при движении по неровным поверхностям (благодаря большему размеру колёс),
- у велосипеда более понятная «управляемость»,
- наличие седла (предотвращает быструю утомляемость),
- высокая скорость — до 25~40 км/час,
- возможность перевозить грузы или даже пассажиров.
Самокат
Как средство передвижения, самокаты стремительно набирают популярность. И тому есть несколько причин – на самокате можно не просто покататься для развлечения/удовольствия, но так же быстрее добраться до работы при пробках на дорогах или выехать на оздоровительные покатушки по асфальтовым дорожкам в парке.
За самокатом проще ухаживать – достаточно вовремя подтягивать крепеже и, при необходимости, менять подшипники. Самое главное, в отличие от велосипеда, самокат легко сложить до весьма компактных размеров (в сложенном виде его можно занести в офисное здание и он «не займёт места» при хранении).
Да, самокаты для взрослых — это отнюдь не «детские модели большого размера», их конструкции намного прочнее (рассчитаны на вес от 70–130 кг)… и на них можно развить довольно большие скорости (это нужно учитывать, т.к. не самокате легко сбить с ног и сильно травмировать пешеходов).
В целом, можно сказать, самокат удобен для перемещения по ровным дорожкам на небольшие расстояния (не более нескольких километров, т.к. 10 км проехать на нём проехать будет слишком утомительно).
Если кратко перечислить основные преимущества самокатов:
- лёгкость и компактность,
- они просты в обслуживании,
- цена, как правило, более доступная (чем на велосипеды),
- катание на самокате проще освоить.
Итого
Для передвижения по городу на небольшие расстояния (отрезками) – удобнее самокат: он гораздо легче и компактнее (его можно «за секунду» сложить и занести в офис или в общественный транспорт (метро, электричка и т.п.), а так же безопаснее (передвигаться на самокате можно по пешеходным дорожкам, хотя это бывает крайне затруднительно в мегаполисе «в час пик»).
Для передвижения на значительные расстояния (и не ограничиваясь городскими дорогами) – удобнее велосипед: на нём будет комфортнее и быстрее преодолевать значительные расстояния.
С целью прогулочного катания (например в парке) – выбор велосипеда или самоката, это скорее вопрос личных предпочтений:
- велосипед комфортнее, но он тяжелее, а так же ему требуется более сложное техническое обслуживание и больше места для хранения;
- самокат же «всем хорош» – он лёгок, прост в обслуживании и не требует много места, но кататься на нём по паркам это всё же ближе для молодёжи.
Что лучше для детей ?
Специалисты, в зависимости от возраста, рекомендуют слудующую последовательность освоения «транспортных средств»:
- 1~3 года – трёхколёсный велосипед (желательно с ручкой),
- 3~6 лет – по возможности, предоставить ребёнку и самокат (до 4-х лет – трёх- или четырёхколёсные, для детей постарше – с двумя колесами), и велосипед (двухколесный, лет до 4~5-ти желательно с приставными колёсами) – чтобы у ребёнка были выбор, да и в этом возрасте ребёнку очень важно постигать разнообразие всего окружающего. К тому же учиться держать равновесие – проще «поэтапно» (сначала на самокате, а потому уже на велосипеде).
- 6~12 лет — полноценный двухколесный детский велосипед или самокат (ребёнок будет уже готов выбрать – что ему больше нравится).
Стоит отметить, что самокат для ребёнка безопаснее велосипеда. На самокате сложно развить большую скорость — значит родителям будет проще догнать непослушного малыша. К тому же падения с велосипеда более травмоопасны, нежели с самоката. Немаловажно и то, что самокат намного легче велосипеда – дитя может самостоятельно выносить его на прогулку.
Для повышения безопасности, независимо от выбранного типа «транспорта», желательно приобрести ребёнку специальную экипировку: шлем, велоочки, перчатки, налокотники, наколенники.
А первым делом – необходимо научить ребенка правильно тормозить и объезжать препятствия.
«по правилам города»
О том в каких случаях, для езды по городу, лучше выбрать самокат, а в каких велосипед – мы уже рассмотрели выше, а теперь о том какие правила необходимо соблюдать в городе…
Велосипед — это достаточно «серьёзный» транспорт, потому в ПДД велосипедистам посвящена отдельная глава (если кратко, то – во многом они приравниваются к водителям прочих транспортных средств). Отсюда и следует логический вывод – любой владелец велосипеда (начиная с возраста 14-ти лет), использующий его для передвижения по дорогам общего пользования, обязан знать Правила Дорожного Движения (в возрасте до 14 лет – ребёнку запрещено выезжать на проезжую часть, его «ореол катания» – велодорожки в парки и во дворе дома.
Даже на детском велосипеде должны быть установлены светоотражающие элементы – чтобы транспорт был заметен другим участникам движения.
Касаются ли ПДД обладателей самокатов ?
Лица, использующие для передвижения самокаты, роликовые коньки и иной подобный «транспорт» – относятся к пешеходам. Но сверхлёгких транспортных средств (уже не редко – электродвижимых) становится больше и они создают помехи при движении людей по тротуарам. Потому не исключено, что вскоре и их «упомянут в ПДД» – что, очевидно, ограничит возможности их использования… а пока, в частности от «наездников самокатов», требуется быть взаимовежливыми, проявлять аккуратность в движении… ну и ПДД изучить не помешает «для общего развития».
Детей нужно с малых лет учить правильно двигаться по тротуарам, переходам, дорогам. Ребёнок должен понимать, что нельзя выезжать на проезжую часть, что можно кататься только в безопасных и разрешённых местах, что переезжать пешеходный переход – опасно (его нужно пересекать пешком, неся самокат/велосипед в руках).
Влияние на здоровье
Оба эти вида транспорта способны принести пользу организму – приятные прогулки на свежем воздухе (желательно, конечно, в парке или сквере) вкупе с физической нагрузкой (без сильных перегрузок) полезны как взрослым, так и детям. Самокаты и велосипеды – в некоторой степени, спортивный инвентарь, который помогает поддерживать физическую форму. Более того – разминка на свежем воздухе полезнее, чем в тренажёрном зале.
Езда на велосипеде/самокате способствует:
- развитию выносливости, внимательности, точной координации движений;
- тренировке мышц рук, ног, пресса, плечевого пояса;
- укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- насыщению тканей кислородом, улучшению обмена веществ;
- улучшению зрения (частая фокусировка взгляда на объектах расположенных на разном расстоянии – полезно для глаз);
- укреплению нервной системы (катание в парках и скверах действуют успокаивающе, поднимает настроение);
В отдельном материале рассказано подробнее о влиянии велосипедных прогулок на здоровье.
Предостережение: при длительном катании на велосипеде с неправильно подобранным/настроенным седлом – можно получить микротравмы паха и нарушение кровотока.
Детям с плохой координацией движения будет крайне полезно освоить технику езды на самокате. Но малышам нужна максимально ровная дорога – иначе вибрация негативно скажется на позвоночнике и коленных суставах. Лучше ограничить время езды до 60 минут в день.
Предостережение: при езде на самокатах важно менять толчковую ногу — отталкиваться попеременно обеими ногами, тогда не грозит искривление позвоночника и ухудшение осанки, парные мышцы будут развиваться равномерно.
При первых признаках искривления позвоночника – нужно серьёзно заняться укреплением мышц спины и пересадить ребёнка на велосипед (или другие технические средства с равномерной нагрузкой на обе ноги).
В заключение хочется отметить, что когда нужно сделать выбор между чем-то – многие люди вспоминают мультик, где гостеприимный Кролик кормил Винни-Пуха и Пятачка: там перефразированный вопрос был задан иначе: «Тебе того и другого ?»… Так вот, если позволяют финансы – полезно будет иметь разные транспортные средства (особенно это важно для детей).
С другой стороны, разновидности «сверхлегкого» транспорта непрерывно множатся – невозможно иметь всё…. поэтому мы и написали всё что выше – чтобы помочь сделать Вам самостоятельный выбор (исходя из Ваших потребностей и возможностей).