Горный велосипед

кроссовер велосипедного мира

Горные велосипеды (mountain bike, сокращенно MTB) – велосипеды, которые сконструированы, в первую очередь, для езды за пределами дорог, не исключая при этом обратного – из-за чего имеют отличную от других «двухколесников» конструкцию.

Как правило, маунтинбайки обладают целым рядом характерных признаков:

  • упрочненная рама трапециевидной формы,
  • увеличенный дорожный просвет,
  • наличие передней амортизационной вилки (а в определенных случаях – и заднего амортизатора),
  • толстые покрышки с «цепким» рисунком протектора,
  • прочные обода,
  • многоскоростная трансмиссия с пониженной передачей (облегчающей подъем в гору).

Первый велосипед, оснащенный широкими покрышками, многоуровневой рамой и передней подвеской, «появился на свет» еще в 1930-х годах, а изобретен он был немецким инженером Игнацом Швинном… Именно этот «двухколесник» и послужил (спустя почти полвека) прототипом для современных маунтинбайков…

В начале 1970-х в США наблюдался повышенный интерес к велотранспорту, причем в Калифорнии одним из востребованных «видов развлечений» являлось катание по горам, для которого «шоссеры» подходили не лучшим образом… По данной причине постепенно стал «зарождаться» новый класс байков, получивших название «балунеры» (из-за широких шин)…

В 1974 году шоссейные гонщики Джо Бриз, Отис Гай, Гари Фишер и Чарли Келли оснастили свои старые «балунеры» переключателями передач, мотоциклетными тормозными ручками и барабанными тормозами, заявившись на них на очередную гонку по велокроссу… Таким образом тогда в Калифорнии, ранее никому не известными велогонщиками, и были сформированы основные идеи горного велосипеда…

Дальнейшее развитие маунтинбайков заключалось, в первую очередь, в совершенствовании существовавших конструкции и оборудования и заимствовании для «двухколесников» решений, ранее использовавшихся только на мотоциклах…

Ну а «пика своей популярности» горные велосипеды достигли в 1990 году – именно тогда они были признаны Международным союзом велосипедистов (UCI) и выделены в отдельную спортивную дисциплину… В том же году состоялся первый Чемпионат мира по MTB, а еще через шесть лет маунтинбайки (в дисциплине кросс-кантри) попали в программы Олимпийских игр…

Вообще, горные велосипеды могут отличаться друг от друга не только направленностью, но и отдельными деталями.

Размер колёс – один из важнейших параметров при выборе того или иного байка (от этого параметра зависит и «возрастная категория», и «спортивная дисциплина»):

  • 24″– это подростковые «двухколесники», которые предназначены для катания юных велосипедистов в возрасте от девяти до пятнадцати лет. Как правило, они отличаются от «взрослых» моделей уменьшенными размерами (что сказывается и на весе), в остальном же имеют аналогичную им конструкцию и «ареал обитания» – как городские улицы, так и пересеченная местность.
  • 26″ – классический размер, в последнее время встречающийся преимущественно на горных велосипедах «любительского» и «начального» уровней. Велосипеды с такими колесами отлично подходят для ежедневной эксплуатации по хорошим покрытиями с выездами на бездорожье, поскольку демонстрируют ряд преимуществ: небольшой вес, хорошая маневренность, высокая жесткость, быстрый разгон и неплохая надежность. Помимо прочего, 26-дюймовые колеса – наиболее распространенная на MTB размерность, отчего их можно найти в любом велосипедном магазине.
    Однако «катки» на 26″ обладают посредственным накатом на прямой и продолжительных спусках (что в конечном итоге влияет и на максимальную скорость), а также невысокими амортизационными показателями при езде в условиях серьезной пересеченной местности.
  • 27.5″ – это компромисс между «классикой» и «найнерами», распространенный в экстремальных видах велосипедного спорта (именно такой размер чаще остальных встречается на «продвинутых» байках). Подобные колеса могут похвастать небольшой массой (всего на 5% выше, нежели у 26″), хорошей динамикой разгона, стабильностью при движении на высоких скоростях, достаточной прочностью и отличной проходимостью. Кроме того, такие «катки» позволяют легче справляться с препятствиями (например, корнями деревьев или камнями), но при этом уступают 26-дюймовым в маневренности и жесткости, а 29-дюймовым – в накате и уровне комфорта.
  • 28″ – вообще, этот размер является стандартным для шоссейных «двухколесников», однако встречается и на гибридных моделях (больше нацеленных на езду по хорошим дорогам, но позволяющих при необходимости выезжать на несложное бездорожье). Такие колеса обеспечивают хороший накат и высокий уровень комфорта на асфальтированном покрытии и неплохо подходят для заездов на относительно большие расстояния, а наряду с этим внушают определенную уверенность на пересеченной местности. Из этого вытекают и их минусы – велосипеды с 28-дюймовыми колесами нельзя назвать полноценными маунтинбайками и рассматривать их можно лишь в качестве «дорожной альтернативы» 26-дюймовым «собратьям».
  • 29″ – это так называемые «найнеры». Маунтинбайки с такими колесами оптимально подходят райдерам с ростом более 185 см, а также применяются для катания в стиле кросс-кантри и веломарафонов. Большие колеса позволяют лучше держать скорость и преодолевать препятствия, отличаются хорошими сцепными свойствами и накатом, обеспечивают высокий уровень комфорта и хорошо гасят удары и вибрации. Однако по ряду параметров «найнеры» проигрывают 26″ и 27.5-дюймовым – т.к. имеют большую массу, худшую динамику разгона, невысокую торсионную жесткость и посредственную маневренность.

По типу подвески/рамы маунтинбайки можно разделить на четыре категории:

  • Rigid (ригид) – разновидность велосипеда, который лишен и переднего, и заднего амортизирующего элемента. Такие горные «двухколесники» выигрывают у других по целому ряду параметров – меньший вес, лучший накат и динамика разгона, более понятная маневренность и высокий КПД (вся энергия от педалирования уходит непосредственно на колеса). Но хватает у них и недостатков, один из которых – низкий уровень комфорта, особенно при катании по пересеченной местности.
    Стоит отметить, что байки с жесткой вилкой используются, как правило, для триала и дерта (где требуется полный контроль над «железным конем»).
  • Hardtail (хардтейл) – разновидность велосипеда, не имеющего задней подвески. Подобные маунтинбайки весят меньше двухподвесов и превосходят их в легкости педалирования, но при этом из-за своих конструктивных особенностей не обеспечивают постоянного контакта заднего колеса с поверхностью при движении в условиях пересеченной местности.
    Это – один из наиболее распространенных видов горных «двухколесников», которые пользуются спросом не только у обычных велосипедистов, ведущих активный образ жизни, но и применяются спортсменами в таких дисциплинах, как кросс-кантри и олл-маунтин.
  • Full Suspension (полноподвесный байк, по-другому – двухподвес) – велосипед, оснащенный амортизацией на обоих колесах (причем если спереди устанавливается амортизационная вилка, то сзади – однорычажная или четырехрычажная подвеска). Такие «железные кони» превосходят остальные MTB не только в ездовом комфорте, но и в сцепных свойствах, поскольку могут похвастать постоянным контактом обоих колес с дорожным полотном (даже при преодолении препятствий), за что приходится расплачиваться лишним весом, более сложным педалированием и невысокой динамикой разгона.
    Двухподвесы используются во многих спортивных дисциплинах: кросс-кантри, дёрт, даунхилл, фрирайд, олл-маунтин и другие.
  • Softtail (софттейл) – велосипед, имеющий и переднюю, и заднюю амортизацию, но в отличие от двухподвеса во втором случае здесь устанавливается не рычажная, а деформационная подвеска (хотя в отдельных случаях может быть применен и маленький амортизатор). Такая конструкция не рассчитана на выполнение прыжков, но при этом облегчает езду по неровным дорогам – она смягчает удары (заднее колесо как бы «играет», следуя рельефу дороги) и повышает ездовой комфорт.

Но только лишь рамой, амортизационными элементами и колесами – горный велосипед не ограничивается, но также имеет другие, не менее важные, составные компоненты:

  • Тормоза – маунтинбайки оснащаются ободными или дисковыми тормозами, причем и те, и другие могут обладать механическим или гидравлическим приводом (в первом случае усилие от ручки передается посредством тросиков, а во втором – жидкости по гидролинии):
    • ободные тормоза подразумевают наличие тормозных колодок с каждой стороны велосипедного обода, которые при сжимании замедляют вращение колеса;
    • дисковые представляют собой комбинацию из стального диска, находящегося в «объятьях» суппортов.
  • Рулевая колонка – на горных байках данный узел бывает двух типов: резьбовой и безрезьбовой. Первый вариант используется исключительно на бюджетных моделях, поскольку не отличается высокой надежностью и не подходит для повышенных нагрузок, второй же предназначен для эксплуатации даже в экстремальных условиях.
    Безрезьбовые рулевые колонки, в свою очередь, также могут быть двух разновидностей: полуинтегрированные – две чашки по внутреннему диаметру рулевого стакана запрессовываются внутрь, в результате чего на поверхности практически отсутствуют выступающие части; интегрированные – здесь запрессовываются уже не чашки, а сами подшипники.
  • Переключатели – практически на все горные велосипеды устанавливается механизм внешнего переключения скоростей, который может приводиться в действие как электронной системой, так и посредством тросиков.
  • Шифтеры (манетки) – существует два вида: поворотные и триггерные. Первые подразумевают вращение механизма вокруг руля и предлагаются по большей части для недорогих «двухколесников», а вторые – переключение передач при помощи рычажков под пальцами.

Дисциплины

Существует множество видов экстремального катания на горных велосипедах, и под каждый из них выпускаются определенные модели байков, которые обладают своими конструктивными особенностями:

Cross Country

Кросс-кантри – наиболее популярная спортивная дисциплина MTB, подразумевающая динамичное катание по пересеченной местности со спусками, продолжительными подъемами, а также техническими и скоростными участками.

Велосипеды для кросс-кантри – наиболее универсальные, так как отлично подходят для каждодневной эксплуатации (в том числе – и в городских условиях).

велосипеды для кросс-кантри

Сами соревнования проходят на различных трассах, на которых присутствуют как естественные, так и искусственные препятствия.

Кросскантрийный «двухколесник» должен обладать легкой и прочной рамой (вес в данном случае играет особую роль), контактными педалями, фиксирующими ноги гонщика, а также ободные или дисковые тормоза. Такие велосипеды могут быть как с ригидной рамой, так и с одной или двумя подвесками.

All-mountain

Олл-маунтин – разновидность маунтинбайка, расположившегося между кросс-кантри и фрирайдом, но еще и с элементами эндуро. Такие велосипеды созданы для скоростного передвижения по несложной горной местности и способны без каких-либо проблем выдерживать серьезные нагрузки, однако также приспособлены для простого катания в городской среде.

велосипед Олл-маунтин

«Железные кони» для данной дисциплины имеют ряд конструктивных требований: вес порядка 13-17 кг; подвески (может быть и передняя, и задняя) с ходом 130-170 мм; ободные или дисковые тормоза.

FreeRide

Фрирайд – стиль катания на горном велосипеде (и, по совместительству, одна из дисциплин велоспорта), который подразумевает езду по сложным трассам, изобилующим как естественными природными, так и искусственно возведенными препятствиями. Фрирайд требует не только хорошей физической подготовки райдера, но и использование специально приспособленных с технической точки зрения «двухколесников».

Фрирайд байк

Для этой дисциплины применяются, как правило, мощные полноподвесные байки весом не более 18 кг, оснащенные передней вилкой с ходом 140-250 мм и задним амортизатором с ходом 100-200 мм. Тормоза допускаются только дисковые (желательно с гидроприводом), трансмиссия в основном имеет до 10 скоростей, а колеса должны обладать широким профилем и «цепким» протектором.

FatBike

Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.

Фэтбайк

Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (при движении давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер).

Enduro

Эндуро – дисциплина велоспорта, заключающаяся в агрессивном катании по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, которые заполнены валунами, бревнами и различными другими препятствиями.

эндуро-байк

Велосипеды в данном случае должны обладать легкой, но прочной рамой (в идеале – из карбона, но допускается и из алюминиевого сплава), подвеской обоих колес (спереди – с ходом не менее 150 мм, сзади – 170 мм), трансмиссией с 10-ю и более скоростями (но в передней части устанавливается лишь одна звезда), широким рулем для улучшения маневренности и исключительно дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.

Downhill

Даунхилл – экстремальная гоночная велодисциплина, подразумевающая прохождение трассы с крутыми спусками, резкими поворотами, трамплинами, обрывами и другими всевозможными препятствиями на время. Как правило, протяженность заезда составляет 1.5-2 км, и на столь небольшом участке средний перепад высот насчитывает порядка 500 метров.

байк для даунхилла

Велосипеды для «скоростного спуска» комплектуются рамой с особой геометрией – у нее заваленные углы подседельного штыря и наклона вилки (для улучшения стабильности).

Кроме того, им полагаются: подвеска обоих колес (передняя – с ходом 203 мм, задняя – 180-200 мм); мощные тормоза с гидравлическим приводом и роторами диаметром 180-220 мм; специальные усиленные обода из алюминия или карбона; бескамерные колеса размерностью 27.5 или 29 дюймов; широкий руль с коротким выносом (для максимального контроля над «двухколесником»).

Dirt/Street

Дёрт/стрит – экстремальные дисциплины велоспорта: суть первой заключается в езде по специализированной трассе (изобилующей земляными насыпями-трамплинами), выполняя при этом прыжки и различные трюки, а второй – в катании по городским улицам, но также с прыжками и акробатическими элементами (только здесь в качестве препятствий используются трубы, бетонные плиты, бордюры, парапеты, заборы, лестницы и т.д.).

маунтинбайк для дёрта или стрита

Как правило, велосипеды для дёрта и стрита имеют достаточно тяжелый вес, односкоростную трансмиссию, прочные колеса с «цепким» рисунком протектора и только задний тормоз.

Bike trial

Велотриал – одна из дисциплин MTB, которая заключается в преодолении препятствий (и естественных, и искусственных) на велосипеде, не опираясь при этом на посторонние предметы/поверхности ни ногами, ни руками и другими частями тела.

велотриал

Байки для триала выделяются на фоне остальных компактной и легкой (из алюминия, карбона или магния), но прочной рамой, колесами величиной 26 дюймов с алюминиевыми или карбоновыми ободами и гидравлическими дисковыми тормозами (встречаются на подавляющем количестве моделей). Часто такие «двухколесники» лишены седла – из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса.

Hybrid Mountain Bikes

МТБ-гибрид – велосипед, в котором сочетаются конструктивные особенности как горного, так и шоссейного «двухколесников»: у первого он заимствует прочные колеса (как правило – 28-дюймовые) с протектором, подходящим и для асфальта, и для бездорожья, переднюю амортизационную вилку и геометрию рамы, а у второго – узкие покрышки, направленные на скоростную езду по твердому покрытию, и большую звезду системы увеличенного размера.

гибридный велосипед

Гибридные байки предназначены для не экстремального велотуризма и ежедневной эксплуатации. Но здесь стоит отметить, что такие «железные кони» уступают «шоссерами» в скоростных возможностях на асфальте и не позволяют чувствовать себя максимально уверенно на бездорожье, как в случае с полноценными горными моделями.

Рекомендации по выбору

Выбор горного велосипеда – занятие не из легких, а первым делом здесь стоит определиться как и на какой местности преимущественно будет эксплуатироваться «железный конь»: по ровным асфальтированным дорожкам, проселочным трассам, в лесополосах и парках, либо же на по-настоящему серьезной пересеченной местности.

  • Для катания по дорогам, где преобладает асфальтированное покрытие, вполне себе подойдут «любительские» ригиды и хардтейлы со стальной или алюминиевой рамой (второй вариант в данном случае – более долговечный и легкий), простеньким навесным оборудованием и колесами размерностью 26 дюймов. Для тех, кто особо ценит уровень комфорта – более оптимальным выбором станет полноподвесный вариант, но также «бюджетного» класса.
  • Если «ареал обитания» Вашего маунтинбайка состоит преимущественно из пересеченной местности, то в данном случае экономия точно будет не к месту. Здесь уже лучше присмотреться к более «продвинутым» моделям с рамой из алюминия или карбона (все зависит от финансовых возможностей), 27.5- или 29-дюймовыми колесами, дисковыми тормозами, обвесом хотя бы начального класса и амортизацией (как только спереди, так и «по кругу»).
  • Если на Ваших маршрутах катания чередуются асфальтированные дороги и пересеченная местность, то опять же стоит делать выбор в пользу хардтейла или двухподвеса, попутно определившись с уровнем своей «профпригодности». Например, для неспешных велопрогулок подойдут даже гибриды или простенькие кросскантрийные байки, в то время как более опытных райдеров вполне удовлетворят горные велосипеды для кросс-кантри или олл-маунтина.

Вообще, кросскантрийный маунтинбайк – это один из наиболее универсальных вариантов, который предназначен не только для участия в соревнованиях и интенсивных тренировок, но и подготовлен для повседневной эксплуатации по городским улицам и вылазок на природу… Такие велосипеды имеют предельно понятную конструкцию и оснащаются, как правило, хорошим навесным оборудованием, отчего обращение с ними не вызовет сложностей даже у начинающих велосипедистов… Именно по этой причине максимально комфортабельным (но достаточно дорогим) «универсалом» можно назвать «кросс-кантри хардтейл», а в случае ограниченных финансовых возможностей – неплохим выбором способны стать компромиссные гибриды…

Женские модели. В линейках большинства ведущих велопроизводителей имеются горные велосипеды, разработанные специально для «представительниц прекрасного пола», что максимально облегчает приобретение подобных «двухколесников» – здесь остается лишь подобрать оптимальный размер модели с учетом роста, веса, физических возможностей и других важных параметров. Конечно, женщинам можно склониться и к «унисекс»-маунтинбайкам, но в данном случае требуется более тщательный подход – лучше сделать выбор в пользу велосипедов с заниженной рамой, амортизирующими элементами и широким седлом.

Горные байки для подростков в целом не отличаются от таковых для взрослых райдеров, за исключением уменьшенных габаритных размеров. Стоит учесть, что для юных велосипедистов в возрасте от девяти до пятнадцати лет подойдут велосипеды с 24-дюймовыми колесами, в то время как ребятам постарше лучше взять «железного коня» с колесами размерностью 26 дюймов.

Справедливости ради стоит отметит, что выбор «унисекс»-модели класса MTB – дело не совсем благодарное, поскольку большинство таких горных велосипедов все же ориентируются на мужскую аудиторию… Безусловно, без труда можно найти «двухколесники» с заниженной рамой, но практически все они как минимум будут оснащены стандартными сиденьями, в то время как для женщин существуют специальные анатомические седла… Но если все-таки требуется велосипед для двух людей противоположенного пола, то лучше всего обратить внимание на модели с низко посаженной верхней трубой рамы, регулируемой рулевой колонкой, колесами размерностью не более 27.5 дюймов (а лучше – 26”) и максимально комфортным сиденьем…

Вдаваться в подробности выбора «ростовки велосипеда» не имеет смысла, поскольку это слишком объемно и данный вопрос детально рассматривается в отдельной публикации «как выбрать велосипед».

Приобретая горный велосипед, необходимо заранее (хотя бы предварительно) определиться с одной или несколькими марками и максимальным бюджетом, но лучше всего не останавливаться на какой-либо конкретной модели – подобное решение следует принимать лишь после «непосредственного контакта» с тем или иным маунтинбайком (поскольку «красивая картинка» не всегда соответствует действительности, да и в целом удаленно понравившийся «двухколесник», при ближайшем знакомстве, может оказаться неудобным).

Кроме того, не стоит забывать – велопроизводители ежегодно стараются вносить в свою продукцию изменения, сохраняя при этом старые наименования (хорошо если добавляя приставки с обозначением версии – тем самым указывая на её отличия от предшественника). Поэтому присмотренный, например, в интернете маунтинбайк может в плане характеристик «не сходиться» с тем, который стоит в магазине.

Помимо прочего, существует отдельная категория велосипедов под названием «ашанбайки» – это маунтинбайки (если, конечно, их можно таковым считать) низшего класса, которые отличаются отвратительным качеством, но при этом способны похвастать «понтовым» внешним видом… Свое наименование они получили в честь известного гипермаркета, в торговых которого впервые были представлены и сегодня благополучно «обитают»…

На самом деле, «ашанбайки» не корректно относить к категории горных велосипедов, и все по нескольким причинам:

  • во-первых, они имеют пусть и тяжелую (обычно – более 20 кг), но простую конструкцию со сваркой низкого уровня, слабо противостоящей даже небольшим нагрузкам;
  • во-вторых, им полагается самое дешевое навесное оборудование;
  • в-третьих, такие «двухколесники» обладают плохими качеством сборки и надежностью, отчего обычно «не долго живут» даже при спокойном катании
    (это основные моменты, но этот перечень ещё можно продолжать)…

Лучшие в своём классе

Горные велосипеды можно классифицировать по большому количеству параметров, и одним из важнейших является стоимость – от нее во многом зависит «профпригодность» того или иного байка.

Доступные

Первая и наиболее многочисленная «ценовая категория» велосипедов класса MTB – «бюджетная», в которой «выступают» велосипеды по цене до ~30 тысяч рублей. Такие маунтинбайки ориентированы, прежде всего, на необременительный активный отдых, а не на спорт или экстрим, отчего и имеют соответствующую целевую аудиторию – начинающие велосипедисты или нетребовательные райдеры, катающиеся преимущественно в городских условиях и лишь изредка покидающие пределы «каменных джунглей», которые при этом не готовы жертвовать ездовым комфортом.

Горные велосипеды «бюджетного уровня» обладают, как правило, рамой из стали или алюминия (не самого высокого качества), что отрицательно сказывается на их весе. Кроме того, подобные «двухколесники» комплектуются простеньким навесным оборудованием, которое не всегда отличается даже приемлемой надежностью. Недорогие байки класса MTB выпускают многие велопроизводители, однако наиболее популярными из них являются:

  • Stels – российская компания, в модельной гамме которой присутствуют горные хардтейлы и двухподвесы, но исключительно любительского и начального уровней, которые предназначены для спокойного или активного катания по дорогам с асфальтированным покрытием и несложной пересеченной местности.
    Причем маунтинбайки у данного бренда объединены в несколько линеек:

    • Navigator – «взрослые» хардтейлы;
    • Miss – велосипеды для «представительниц прекрасного пола»;
    • Pilot – подростковые варианты;
    • Focus – полноподвесные «двухколесники».
  • Stern – еще один российский велопроизводитель, которые выпускает широкую палитру горных велосипедов, опять-таки преимущественно «бюджетной категории», то есть предназначенных больше для рядовых велосипедистов, а не для профессиональных спортсменов.
    И здесь маунтинбайки поделены на несколько серий (правда, менее конкретно, нежели у того же «Стелса»):

    • First – это ригиды;
    • Vega, Mira и Electra – «женские» модели;
    • Motion, Force, Air, Energy и Dynamic – велотранспорт для взрослых мужчин.

    Особняком же в линейке Stern стоит модель Motion CS Team – это уже «продвинутый болид» с карбоновой рамой, интегрированным рулем и качественным обвесом.

  • Forward – велостроитель из России, «горная линейка» которого состоит исключительно из простеньких велосипедов, ориентированных на простых велолюбителей, которые предпочитают активный стиль катания в городской среде с редкими вылазками на простенькое бездорожье. Причем маунтинбайки у этой компании представлены несколькими сериями, самыми популярными из которых являются:
    • Apache, Sporting и Next – «унисекс»-хардтейлы;
    • Raptor и Benfica – двухподвесы;
    • Iris и Seido – велосипеды для «представительниц прекрасного пола».
  • Десна – очередной российский велопроизводитель, имеющий в своей гамме горные «двухколесники», причем только «любительского уровня». Велосипеды данной компании подойдут лишь для начинающих «наездников» – имеют соответствующее оборудование и, самое главное, цену.

Серьёзные

«Средняя ценовая категория» – это уже маунтинбайки стоимостью 30~50 тысяч рублей, которые предназначены не только для простых велосипедистов, предпочитающих скоростное передвижение на двухколесном транспорте, но и для спортсменов-любителей, увлекающихся той или иной дисциплиной велоспорта (но еще не на профессиональном уровне). Такие велосипеды, как правило, обладают легкой и прочной рамой из алюминиевого сплава, навесным оборудованием «полупрофессионального уровня» и исключительно дисковыми тормозами.

Своих «бюджетных собратьев» подобные байки класса MTB превосходят, прежде всего, тем, что они позволяют штурмовать достаточно серьезное бездорожье и участвовать в различных соревнованиях (пусть и невысокого класса), но при этом отлично подходят и для каждодневной эксплуатации. Примерно по тем же критериями «среднеценовые» велосипеды уступают профессиональным – они не рассчитаны на чрезмерно большие нагрузки.

  • Merida – тайваньская компания, выпускающая широкую гамму маунтинбайков. Конечно, в палитре бренда имеется целый ряд по-настоящему профессиональных «спортивных болидов», однако присутствуют модели и «средней ценовой категории», которые способны на многое и на городских улицах, и на пересеченной местности – подобные велосипеды входят в такие линейки, как: Big.Seven, Big.Nine, Matts и Juliet.
  • Silverback – немецкий велопроизводитель, в модельную гамму которого входят горные велосипеды различных уровней (но преимущественно – «среднеценовые», хотя есть и очень «продвинутые» варианты). Ну а самой обширной линейкой является Stride – под таким названием выпускаются и хардтейлы с колесами размерностью 26-29 дюймов, и фэтбайки.

Для профи

Профессиональные маунтинбайки – это высококлассные «спортивные снаряды», укомплектованные самым крутым навесным оборудованием и предназначенные для экстремальных дисциплин велоспорта. Такие велосипеды отличаются от других, в первую очередь, тем, что каждая отдельно взятая модель имеет свою ярко выраженную специализацию, поскольку разные стили катания – это разные требования к компонентам «двухколесника».

  • CUBE – немецкая компания, занимающаяся разработкой, производством и продажей велосипедов различных классов, в том числе и горных, причем преимущественно «профессионального уровня».
    Ну а наиболее впечатляющими линейками данного бренда являются: Reaction C:62, Elite (хардтейлы) и Stereo (двухподвес).
  • Trek – американский велостроитель, который выпускает большое количество маунтинбайков, делая основной упор именно на профессиональных моделях.
    Самые интересные горные серии в линейке этой марки – Slash, Remedy, Stache.

Кстати, многие автопроизводители предлагают своим клиентам не только машины, но и велосипеды. Однако байк, сделанный под автомобильным брендом и «автомобильными специалистами», больше подходит на роль не «спортивного инвентаря» (даже при высочайшем качестве и уровне комплектующих) или дополнительного средства передвижения (хотя это само собой), а статусного аксессуара или знака отличия истинного почитателя той или иной марки… «Двухколесники» (в частности – класса MTB) присутствуют в рядах таких компаний, как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Skoda, Volkswagen, Alfa Romeo, Land Rover, Ferrari…

Справедливости ради стоит отметить, что при всей своей визуальной крутости и технологичности – цена оригинальных «велосипедов автомобильных брендов» не всегда оправдывает их возможности… Безусловно, обычно такие байки в плане характеристик способны на многое, но как бы то не было – добрую долю их стоимости приходится отдавать именно за «именитый логотип» на раме…


Кроме того, в последнее время набирают популярность «горные» велосипеды на литых дисках, выпускаемые под известными автомобильными брендами, но не имеющие какого-либо отношения к этим самым брендам… Да и маунтинбайками их назвать можно «с большой натяжкой» – т.к. они способны «зацепить» лишь эффектным внешним видом, но при этом годятся исключительно для неспешных велопрогулок по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым покрытием (виной тому являются: «китайское происхождение», низкий уровень комплектующих и те самые литые диски (не приспособленные для высоких нагрузок))…


Так же стоит отметить, что при покупке горного велосипеда часто для него приобретается большое количество «допов», причем если кто-то это делает осознанно, то другим (обычно – новичкам) они навязываются продавцами-консультантами в магазине, да еще и без какой-либо реальной необходимости:

  • Крылья – незаменимый на первый взгляд аксессуар, призванный защитить райдера и его одежду от грязи, особенно при катании в сырую погоду. Однако на деле крылья способны оказаться полезными только в городских условиях или легкой пересеченной местности, в то время как при экстремальной езде могут наоборот – только навредить.
  • Рога – они применяются на маунтинбайках, прежде всего, для более равномерного распределения нагрузки на различные мышцы, поскольку позволяют менять хват руля во время движения, но также выполняют «защитную функцию» при падениях. Опять же, целесообразность их покупки заметят именно простые велолюбители, а не профессионалы.
  • Велосипедный компьютер – неплохой гаджет, представляющий «наезднику» немалый спектр информации: скорость движения, преодоленное расстояние, высота над уровнем моря, нагрузка, полученная при езде, и т.д. Однако в городских условиях от него мало практического толка (особенно от дорогих моделей), разве что за исключением «круто смотрится».
  • Перчатки – а вот это уже не просто аксессуар, а крайне полезная вещь: они делают хват более надежным, выполняют «защитную функцию», а также предотвращают потение и натирание рук.
  • Шлем – один из важнейших атрибутов для любого велосипедиста, а не дань моды или способ покрасоваться. Данный головной убор действительно способен не просто сберечь от черепно-мозговых травм, но и даже спасти жизнь. И к его выбору следует подходить с максимальной ответственностью, поскольку шлемы для разных стилей катания могут иметь серьезные отличия друг от друга.